Олимп и Тартар. Античная картина мира
Боги делят власть над миром. Олимп. После победы над титанами Зевс поделил со своими братьями власть над миром. Чтобы не было обид и сомнений, братья-боги бросили жребий. Зевсу досталась власть над небом, Посейдону — над морем, Аиду — над царством мертвых. Земля и Олимп остались общим владением братьев.
Высоко к небу вздымается вершина горы Олимп. Это самая высокая гора в Греции, высотой почти три километра, поэтому неудивительно, что эллины помещали на ней своих богов. Вершины Олимпа, покрытые вечными снегами, теряются в облаках. Склоны священной горы заросли темными еловыми лесами, прорезаны многочисленными ущельями; под густым кустарником скрыты бездонные пропасти. Огромные камни громоздятся повсюду: их когда-то, как думали греки, метали в богов титаны.
За то, что у Олимпа несколько вершин, греки называли его «многовершинным» или «холмистым», за вечные сияющие снега — «снежным», за покрывающие склоны леса — «лесистым», за густые облака, окружающие его вершины, — «облачным».
Богини времен года стерегут Олиммп. У подножия Олимпа бьют из-под корней деревьев родники и начинаются едва заметные тропы. Выше и выше уводят они, почти к самым облакам… Но не может смертный достичь вершины Олимпа: его наглухо запертые ворота стерегут Горы, богини времен года — три сестры, три прекрасные девушки — Эвномия (Благозаконие), Дике (Справедливость) и Эйрена (Мир).
Уже по их именам видно, что заботятся они не только о смене времен года, но и о благополучии человеческой жизни, о том, чтобы на земле не царили произвол и беззаконие. Горы открывают и закрывают ворота Олимпа перед богами, не пропуская туда ни одного смертного.
Жизнь на Олимпе. Горы властны над сменой времен года на земле, но по ту сторону ворот Олимпа их власть кончается — ведь там всегда царит одно и то же время, вечная весна. Никогда не приносит туда холодный ветер снежных метелей, вечно цветут там цветы, наполняя все вокруг своими ароматами. Счастливую жизнь ведут боги на вершине Олимпа. Не слышно на Олимпе стонов, жалоб — не властны болезни над телами небесных властелинов. Каждый из олимпийских богов имеет золотой дворец, построенный искусником Гефестом. Иногда случаются между богами споры и ссоры, но быстро улаживает Зевс, уважаемый всеми, разногласия.
Пиры богов. Весело пируют боги во дворце Зевса. Прислуживают им на пирах Геба, прекрасная богиня молодости, и Ганимед. Был Ганимед сыном троянского царя, и никто из смертных юношей не мог сравниться с ним красотой. Восхитился прекрасным юношей Зевс, вознес на Олимп и дал бессмертие. Подносят Геба и Ганимед богам амброзию и нектар. Кто их отведает, становится бессмертным: дает такая пища вечную молодость, силы, исцеляет самые страшные раны. Музы — покровительницы искусств, услаждают слух богов прекрасной музыкой и пением; кружатся в танце хариты — богини красоты и радости… [Поистине, считали древние греки, не может быть жизни более счастливой, чем жизнь богов на Олимпе!]
Земля и ее центр. Земля находится от небесного Олимпа очень далеко, гораздо дальше, чем от вершины земной горы Олимп. Если бы с Олимпа вниз бросили тяжелую железную наковальню, она летела бы девять дней и ночей, прежде чем достигла бы поверхности земли. А сама Земля — плоский диск. Со всех сторон она окружена великой рекой Океан. По ее водам ночью отправляется с запада на восток Гелиос-Солнце, чтобы утром снова подняться на небо.
Так как земля имеет форму диска, у нее есть центр. Правда, где он находится, греки точно не знали и на эту роль претендовали несколько мест. Самым распространенным было мнение, что «пуп земли» (омфал) находится в Дельфах, священном городе бога Аполлона. Там показывали большой камень и говорили, что это и есть омфал, который когда-то проглотил Кронос. В Дельфах рассказывали, что этот камень, упав на землю, сначала не был ничем примечателен.
Однажды Зевс, уже став полновластным господином мира, захотел узнать, где находится центр земли. Для этого с двух краев земли он одновременно выпустил навстречу друг другу двух орлов. Птицы встретились над тем самым камнем, и всем стало ясно, что именно здесь центр населенного людьми мира. [С тех пор камень окружили почитанием, каждый день его поливали маслом, а в праздники возлагали на него шерсть.]
Земля населена многими племенами людей, но самыми блаженными из них являются гипербореи, живущие на севере, и эфиопы, обитающие на крайнем юге. Эти народы не знают печалей, и даже сами боги часто приходят к ним на пиры.
День и ночь. На земле, как это установлено богами, чередуются День и Ночь, сестры Никс и Гемера. Они каждый день встречаются на западе, там, где держит небо Атлант, но встреча их коротка, они расходятся в разные стороны. Днем над землей в своей золотой колеснице, запряженной четверкой огненных коней, мчится светлый Гелиос — Солнце. Его называли Всевидящий, потому что из поднебесья он видит все дела людей и богов. Но вот день закончился, и Гелиос спускается к волнам Океана, а его место на небе занимает пышнокудрая Селена — Луна, а в небе загораются несчетные яркие звезды.
Ахеронт, Тартар, Стикс. Если покинуть землю и начать спуск вниз [а это, верили греки, можно сделать через одну из многочисленных в Греции пещер или пропастей], то в конце концов можно достигнуть подземной реки Ахеронт, которая отделяет земной мир от царства Аида, мира теней умерших. Но Аид — еще не граница мира — ниже него находился Тартар.
Он расположен так же глубоко под землей, как далеко от нее отстоит небо. Лишь за девять дней и ночей достигла бы ворот Тартара брошенная с поверхности земли наковальня. Тартар в три ряда окружен медной оградой, и врата его охраняют сторукие.
Там, в Тартаре, заключены побежденные титаны, там находятся жилища Ночи, одетые черным туманом, там все время дуют ужасные вихри, страшные даже самим богам, которые подхватили бы любого и носили его из конца в конец. В Тартаре залегают все концы и начала и земли, и многошумного моря; в Тартаре находится жилище старшей из дочерей Океана, ужасной реки Стикс, чье имя в переводе значит «ненавистная». Ее леденящих вод боятся даже сами боги.
Если среди богов возникнет необходимость принести нерушимую клятву, немедленно в Тартар отправляется вестница Зевса Ирида («Радуга»), золотой кружкой зачерпывает воду страшной реки и приносит ее на Олимп. Тот из богов, который поклянется, совершив возлияние этой водой, а потом нарушит клятву, или же даст ложную клятву, подвергнется страшному наказанию. Целый год он будет лежать, без дыхания и речи, в тяжелом непробудном сне, не имея доступа к нектару и амброзии. Однако и через год, когда он очнется, наказание не прекратится, и еще девять лет он не будет допускаться на собрания и пиры олимпийцев.
Разные миры. Таков был мир, которым управлял Зевс и другие боги-олимпийцы. Между его частями не было непроходимых границ, и все-таки, чтобы не нарушать мировой порядок, лучше, чтобы каждый знал свое место. Людям нет дороги на Олимп, а в Аид они попадают только после смерти; для небесных богов нежелательно соприкосновение с подземным миром, да и сами подземные боги не особенно стремятся на Олимп. Только один Гермес, вестник богов, может посещать все миры, не опасаясь никаких неприятных последствий для себя.
Олимп и Тартар. Античная картина мира