• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > «Они не хотят читать классику…»

 

«Они не хотят читать классику…»

Так ведь мы им и не объясняем: а зачем вообще нужно читать?

Я поняла: именно с этого нужно начинать. И на первом же уроке в новом 9-м или 10-м классе ошарашиваю ребят вопросом: «Вот скажите, сколько человек вы Хорошо знаете? Настолько хорошо, что понимаете их чувства, мысли, представляете, как они поступят в разных ситуациях?» Молчат подростки, думают.

Наконец раздаются робкие голоса: «Человека два-три…» Кто-то объявляет, что по-настоящему не понимает никого, даже родителей, кто-то считает: «Хорошо знаю только себя!» Бывает, какой-нибудь умница признается, что и себя-то понимает не всегда. «Вот видите, — говорю, — больше трех никто не назвал. Согласитесь: это очень мало, чтобы научиться понимать людей. Опыт каждого человека, даже немолодого, ограничен. А в книгах перед нами — много персонажей. Прочел человек, скажем, десять книг — познакомился с несколькими десятками людей.

К тому же в жизни мы далеко не всегда знаем мысли и чувства даже тех, с кем постоянно общаемся. Писатель же помогает нам, обнажая внутренний мир своих персонажей. Книга расширяет наш жизненный опыт, помогает лучше понимать окружающих, да и себя тоже. А то бывает: прекрасный специалист или руководитель, а не может построить отношения даже с самыми близкими людьми».

Затем говорю о том, что в книгах отражены некие общие закономерности жизни. Никто ведь не сомневается в том, что существуют законы природы, экономики, общественной жизни. Нелогично было бы думать, что при этом никаких закономерностей частной жизни человека не существует. Конечно, тут что-то зависит и от случая, но ведь не все же! А многие люди отказываются признавать это.

Все, дескать, от случая и везенья. Предлагаю ребятам подумать, почему. Постепенно разговор завязывается, и кто-нибудь да скажет: потому что каждый хочет думать, что не он виноват, не он не так живет, а просто так случилось.

Да, соглашаюсь я, куда легче все свалить на случайность: попался плохой начальник, плохой муж , плохие соседи. А хорошая книга как раз и учит размышлять над жизнью, потому что писатель отражает ее закономерности . Ставлю перед ребятами вопрос: а что такое Хорошая книга? Отвечают хором: «Интересная!» Так-то оно так, говорю, но этого мало.

Потому что книга может быть интересна по-разному. Например, просто из-за острого сюжета, приключений всяких. Если на каждой странице погоня и стрельба, да еще тайны какие-нибудь, оно, конечно, любопытно, чем все кончится. Кто-нибудь из подростков обычно говорит, что хорошая книга заставляет думать.

Соглашаюсь, но добавляю, что в хорошем реалистическом произведении персонажи воспринимаются как живые люди, их не перепутаешь. А возьмешь иной детектив, так, скажем, майор Иванов ничем, кроме имени, не отличается от полковника Петрова. Даже говорят они одинаково.

Какое уж тут понимание людей!

После такой беседы ребята совсем по-другому воспринимают категорическое и самое главное требование: все изучаемые произведения должны быть внимательно и вовремя прочитаны. Без хорошего знания текста никто не может получить даже удовлетворительную оценку.

Конечно, такой вступительный урок обязывает. После него нельзя, к примеру, трактовать «Евгения Онегина» только или преимущественно как произведение о «лишнем человеке», минуя или отодвигая на задворки вечный, общечеловеческий смысл романа.

Ученику важно понимать, что произведение, которое ему предстоит прочитать, действительно интересно. Я стараюсь заранее показать это ребятам. О «Войне и мире», например, говорю: в этом удивительном романе есть все ситуации, которые бывают в жизни. И предлагаю назвать любую житейскую ситуацию, обещая сообщить, в каком томе она отражена. Девочки требуют «первую любовь». Востребована также «измена в любви». Мальчики желают про «подвиг на войне». «Про смерть!» — просит какой-нибудь оригинал. «Про воровство!» — сказал как-то подросток с явной «подначкой»: уж этого-то в романе нет! (Извольте, том 1-й.

В полку Николая.) «Дуэль!» И так далее.

Перед летними каникулами читаю девятиклассникам отрывки из первых глав романа — о вечере в салоне Шерер и появлении там Пьера и князя Андрея. Вот, говорю, смотрите — про каждого из них написано полстраницы, а мы видим этих героев, как живых, и спутать их невозможно, и что-то главное в них нам уже ясно. Спрашиваю: что именно? Ребята понимают: и Пьеру, и Андрею скучно в этом пустом обществе, они совсем другие.

Обращаем внимание на детали, которыми писатель подчеркивает это. Теперь подросткам легче будет читать Роман. Если класс слабый, этого мало.

Чтобы пробудить интерес, читаю самые эмоциональные, самые впечатляющие отрывки. Ну и, конечно, очень важно дать ребятам реальную Возможность прочитать объемные вещи. В начале учебного года не прочитавшие роман летом ужасаются: «Ну невозможно же прочитать 1200 страниц!» Соглашаюсь: «Конечно, 1200 — невозможно.

Но 45 страниц в день — возможно. И необходимо. Тогда за две недели вы прочитаете два тома, а за месяц — весь роман». Порядок изучения произведений я устанавливаю, опять-таки учитывая Возможности ребят.

Они начинают читать роман, когда уже пройдены и «Гроза», и » Отцы и дети», когда мы изучаем Некрасова, Тютчева, Фета. Чтение стихотворений не требует столько времени, сколько чтение романов. Ну и, разумеется, необходима железная требовательность: плохо знать текст Нельзя. Незнание текста — неизбежная «двойка». А знание это я проверяю каждые десять дней по томам.

Провожу письменную работу: каждый получает индивидуальную карточку с двумя вопросами по тексту. Конечно, иногда и подождать приходится, отложить работу на несколько дней, если ребята немного не дочитали.

В общем, главные программные произведения у меня прочитывают, и притом внимательно, почти все. «Почти» — потому что в общеобразовательных классах всегда есть один-два-три ученика, которые просто Не могут по уровню своего развития и из-за дремучей неначитанности одолеть такие сложные романы, как «Война и мир» и » Преступление и наказание».

При соблюдении Совокупности условий, которыми мне довелось поделиться здесь с коллегами, не такая уж это трудная задача — добиться того, чтобы старшеклассники читали классику. Говорю именно о старшеклассниках, потому что убеждена: большинству детей лет до четырнадцати классика просто неинтересна по возрасту.

Перенасыщение программ 5-8-х классов классикой — главная причина нелюбви наших детей к чтению.



«Они не хотят читать классику…»

Другие сочинения по теме:

  1. Почему наши дети не хотят читать, или Русский как иностранный Жалобы на то, что «нынешние дети» не хотят читать, слышать приходится постоянно. Проблемы с прочтением произведений школьной программы существовали всегда:...
  2. Игра в классику, или Не бойтесь Фандорина! Об Эрасте Фандорине и сестре Пелагии знают все. Книгами Б. Акунина зачитываются в общественном транспорте, не замечая пропущенную остановку. Продавцы...
  3. Стоит ли читать книги? Книга. Жила-была Книга. Очень умная и мудрая вещь, но многими позабытая. И вот однажды встретился я с Нею: — Здравствуй!...
  4. Почему дети могут, но не хотят учиться? Есть такой очень хороший детский анекдот. Приходит мальчик к маме и говорит: — Мама, скажи: «фунь». — Зачем это? —...
  5. Как современники читают классику, или Альтернативная история литературы После гениев можно писать только потому, что они лишены возможности отобразить современность… Е. Скульская Сетования на то, что сейчас молодые...
  6. Сочинение на тему Почему я люблю читать У каждого человека есть хобби или увлечение, то чем он любить заниматься в свободное время, то, от чего он получает...
  7. Читать — не семечки щелкать От немоты к слову, от слова к письменности, от письменности к книге… Книга — явление в истории человечества, значение которого...
  8. Почему мне интересно читать Н. Г. Чернышевского Творчество Н. Г. Чернышевского вызывает у меня противоречивые мысли. Но, взвесив все плюсы и минусы, я пришла к выводу, что...
  9. Сочинение рассуждение Зачем нужно читать книги В эпоху Интернета и портативных гаджетов книги не являются популярным и востребованным источником поиска информации и новых знаний. Хотя я...
  10. Как я научилась читать Когда я была совсем маленькой и не умела читать, мне читала Мама. Я узнала про доброго доктора Айболита, Красную Шапочку...
  11. Не улыбайтесь иронически: учитесь читать Дело в том, что многие старшеклассники — увы! — читают плохо: медленно, невыразительно, воспринимая не слова, а слоги. И времени...
  12. Андрей Немзер: «Я всю жизнь хотел только одного — читать» — Андрей Семенович! Каково Ваше отношение к реформированию отечественного образования и в частности к ЕГЭ по литературе? — Хороших способов...
  13. Умение читать «другое» Этот материал, посвященный защите школьного предмета литература, пришел в рубрику «Трибуна» тоже из Швеции. Его автор — известный славист, переводчик,...
  14. Читать Чехова В связи со 150-летием А. П. Чехова филологический фа­культет МГУ имени М. В. Ломоносова, Чеховская комиссия Совета по истории мировой...
  15. Почему мне интересно читать поэзию Ф. И. Тютчева и А. А. Фета? Когда на душе неспокойно, нет ничего лучше, чем посидеть в мягком кресле с томиком стихов в руках. Стихи помогают нам...
  16. Почему я люблю читать научно-фантастические сочинения писателей? Честно говоря, я бы не сказал, что люблю. Есть произведения, которые мне очень нравятся, но, к сожалению, сейчас выдается много...
  17. Как на уроке читать текст драматического произведения? Слово драматурга — звучащее слово. Оно рассчитано на произнесение. В чтении реализуются заложенные в тексте мысли, чувства, настроения героев. Поэтому...
  18. Сочинение-размышление: Читать ли нам научную фантастику Вторая половина XX в. вселяла устойчивые надежды на совершенствование человека, его превращение из хомо сапиенса в хомо луденса, сущностными характеристиками...
  19. Сочинение о литиратуре на тему: как следует читать? Как следует читать литературу по саморазвитию? Как следует читать литературу по саморазвитию? Зайдите в любой книжный магазин, и вы увидите,...
  20. Как читать стихотворение Пушкина «В Сибирь»? Первая строфа стихотворения «В Сибирь» звучит с нарастающей интонацией: Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный...
« «Чайка» А. П. Чехова — новый этап творчества
Краткое изложение Записки Мальте Лауридса Бригге »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения