Описание картины В. Г. Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом»
Картина В. Г. Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом» не имеет прямых сюжетных соответствий в творчестве Островского. И все же по своему замыслу, образному строю, художественному стилю это, может быть, наиболее близкая Островскому картина. Как и в пьесах Островского, здесь резко столкнулись мир самодуров и мир их бессловесных жертв. Каждое лицо, изображенное на картине, могло бы быть персонажем пьесы Островского.
Вот быкообразный Тит Титыч с тупым, сонным лицом. Он вышел к приехавшей гувернантке прямо в халате. Как характерна поза купца! Широко расставлены ноги, рука с толстыми короткими пальцами придерживает расходящиеся полы халата, другая упирается в бок. Закинув ножку за ножку, стоит его сынок. Самоуверенный и пошлый, он считает себя неотразимым кавалером. Сзади, на втором плане, толпятся домочадцы. Враждебные, ухмыляющиеся, испуганные лица.
Зачем нужна в этом доме гувернантка? Очевидно, хозяин дома, как и многие купцы Островского, стремится не отстать от века, «всякую моду подражать». Об этом же свидетельствует и обстановка гостиной, убранной с претензиями (фигурные стулья, золоченое бра, гирлянда над аркой двери), но безвкусно.
И вот они стоят друг против друга — тучный купец и изящная девушка. Темное платье оттеняет ее скромность. Под десятком изучающих глаз она опустила голову и робко вынимает из сумочки рекомендательное письмо. Девушка, очевидно, выросла в культурной, когда-то состоятельной, а теперь разорившейся семье. Трудно ей будет среди этих «диких» людей. Ей суждено непонимание и полное одиночество.
Описание картины В. Г. Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом»