Описание природы по картинам Шишкина и Левитана
Любите живопись, поэты!
Лишь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно!
Н. Заболоцкий
Любите живопись… По-моему, поэт Николай Заболоцкий обращается не столько к поэтам, сколько к нам, обычным людям. Ибо на этой бренной земле есть только два мира, где душа отдыхает от всяческих тревог, оживает, обогащается, обретает крылья.
Это музыка и живопись. Живописные полотна радостно волнуют меня, особенно если на них изображена природа и особенно если это полотна Левитана и Шишкина.
…Дремучие северные леса окружают Елабугу, родину Шишкина. Еще мальчиком он полюбил лес и большую часть своей взрослой жизни провел в лесах, «охотясь» с альбомом и карандашом за «натурой».
Чаще всего на его картинах изображен сосновый бор. Стройные, гордые великаны, вскинувшие в небо свои ярко-зеленые шапки, воспринимаются как символ спокойствия и силы. Лес так и затягивает вас в свои дебри, хотя начинается все с полянки на окраине могучего леса . Но то ли августовский мох, то ли обмелевший ручей, вдруг юркнувший в чащу, или сам бор, что-то прячущий где-то внутри, все манит в лесную глубь и обещает удивительную тайну.
Она там, за этими высоченными корабельными соснами.
А вот несколько сосен во ржи. Любимых шишкинских сосен. Здесь они другие, чем на картине «Корабельная роща». Там они плечо к плечу, а теперь им приходится в. одиночку принимать удары ветра. Одни — теряют ветви, другие — кроны.
Но все равно они стоят уже много лет, мощные, стройные. И хоть эта картина называется «Рожь», по-моему, она все-таки о соснах.
Глядя на любую из картин Шишкина, я словно слышу голос этого могучего художника: «Я нашел этот чудесный уголок природы — порадуйтесь и вы ему. Что может быть лучше леса, поля — таких, какими они есть. Их не надо приукрашивать, они прекрасны сами по себе».
Прекрасны сами по себе… Март… Первые шаги весны. На холсте снова обычный пейзаж: смешанный лес, снежная поляна, уголок дома с крылечком, лошадь, впряженная в сани.
Но вот вспыхивает весеннее, нестерпимо яркое солнце, и картина наполняется теплом, светом, обычные предметы облекаются в зыбкую оболочку. Эту нежную, туманную оболочку я чувствую на всех пейзажных полотнах Левитана: о мартовском ли снеге , о весенних ли березках , о пышном ли «природы увяданье» . Это особая левитановская задушевность в восприятии природы, тонкий лиризм, очеловечивание природы.
Великий русский Художник умеет создавать не только правдивый образ природы, но и все то, что переживает человек, любуясь праздником осени или весны. Мне действительно эти картины кажутся праздничными. В их красках звучат радостные, мажорные мелодии. Человека, как и на картинах Шишкина, на полотнах Левитана мы не видим. Но он незримо присутствует.
Вот лошадка в ожидании хозяина, вот распахнутая дверь и снятый с окна ставень. Все эти детали делают левитановский уголок мартовской природы уютным и обжитым. Вся широта и мощь русского пейзажа, так зримо представленная на картинах Шишкина, лишь угадывается за тонкими стволами «левитановских» берез.
Но есть у этих разных художников, по-моему, одна общая черта. Нет, не любовь к природе, а огромная влюбленность в нее. И поэтому самый бесхитростный мотив на их картинах вырастает до большого поэтического произведения.
Описание природы по картинам Шишкина и Левитана