Описание природы в творчестве русских поэтов
В 60-е годы в русской педагогической литературе благодаря К. Д. Ушинскому утвердился принцип наглядного обучения и воспитания ребенка. Передовая педагогическая система предусматривала приобретение детьми реальных знаний в соединении с усвоением лучших образцов поэтического искусства. Сочетание реального и поэтического обучения целесообразно и в дошкольные годы. Творчество русских поэтов шло навстречу удовлетворению этих педагогических требований. Поэтическое воображение, идущее от реальных впечатлений, порождало образы, обладающие ясностью художественной мысли, цельностью в передаче эстетического чувства. Так возникавший образ становился доступным людям всех возрастов.
К числу произведений такого рода следует (1841-1880) отнести стихотворения Ивана Захаровича Сурикова «Зима» и «Детство». Выходец из крестьян, Суриков известен рядом поэтических Шедевров, которые были усвоены самой широкой массой народа. Среди них песни: «Что шумишь, качаясь, тонкая рябина…», «Сиротой я росла…», «Точно море в час прибоя…» (о Степане Разине). П. И. Чайковский написал на стихи Сурикова «Я ли в поле да не травушка была…» известный романс, который до сей поры входит в исполнительский репертуар певцов. Истинная народность и национальная характерность поэтического дара позволили Сурикову создать простые и в то же время глубоко поэтические стихи. В стихотворении «Зима» все реально:
Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится… Божьи дни коротки, Солнце светит мало, Вот пришли морозцы И зима настала.
В теории литературы такой стиль называют автологическим слова и выражения употребляются в прямом значении. Это и создает ощущение необычайной простоты. Немногие формы поэтической образности, к которым прибегает автор (сравнение снега, покрывшего поля, с пеленою, а снега на деревьях — с чудной шапкой и др.), не усложняют поэтической картины: сравнение четко отделяет реальное от того, с чем оно сравнивается. Поэт всецело доверился поэтичности самой картины природы: выпал снег, настала зима. Радостное чувство обновления, наступившего в природе с приходом зимы, знакомо каждому человеку — особенно ждут снега дети. Чувство, с которым написано стихотворение, понятно им.
В другом стихотворении — «Детство» («Вот моя деревня, вот мой дом родной…») — поэт воссоздал картину детских зимних забав: катаются ребятишки на санках, слушают сказки. Поэту дороги далекие годы, и он с добрым чувством припоминает подробности своих детских игр. Ребенку в особенности нравятся энергичные строки о катании с горы:
Вот свернулись санки, И я набок — хлоп! Кубарем качуся Под гору в сугроб.
В стихотворении другого известного поэта — Алексея Николаевича Плещеева. Еще при жизни поэта хрестоматийным стало стихотворение «Старик» («У лесной опушки домик небольшой…», 1877) — о старом леснике, радовавшем детей подарками. Столь же известным было стихотворение «Бабушка и внучек» (1878)-о том, как внук упросил бабушку послать его в школу. В свободном переложении польского стихотворения «Травка зеленеет» (1858) Плещеев коснулся уже ставшей к середине XIX века традиционной весенней темы: прилет ласточек предвещает радостный приход теплых дней. У поэта с гражданскими устремлениями, каким был Плещеев, эта тема объединилась с рассказом о горькой семейной драме: дочь покинула дом, тоскующая мать просит ласточку принести весть о дочери. Прилет ласточки и приход весны оживили надежду,- может быть, что-то станет известно о той, о ком горюет семья. Этой темы поэт коснулся еще раз в стихотворении «Дети и птичка». При отлете на юг птица обещает вернуться
Когда с полей Снег сойдет, когда в овраге Зажурчит, блестя, ручей.
Поэт, известный пламенной приверженностью идеалам революционно-освободительного движения, верил в светлое будущее России, и эта вера придавала его стихам светлое, оптимистическое звучание.
Жизнеутверждающим настроением проникнуты стихи и другого известного поэта второй по-
Ловины XIX века — Аполлона Николаевича Майкова. Уже в начале творчества он получил проницательную характеристику В. Г. Белинского. Критик усмотрел у поэта «эллинское созерцание». По словам В. Г. Белинского, Майков «смотрел на жизнь глазами грека». Свои идиллические представления о жизни древних греков поэт решился соединить с воспроизведением русской жизни. Природа России предстает сквозь усвоенную поэтом эстетику античных времен. Все реальное в стихах Майкова гармонично и исполнено красоты. Благодаря этим свойствам ряд стихотворений Майкова стал достоянием детского чтения и школы. Таково и стихотворение «Летний дождь» (1856):
«Золото, золото падает с неба!» — Дети кричат и бегут за дождем…
Небесное золото станет «золотистым зерном», амбары наполнятся «душистым хлебом». Радостное ощущение бытия и воспроизведение дивных преображений в природе сообщают стихам цельность и гармонию. Ни одно из социальных противоречий современности не затронуто в стихах Майкова. Идиллический взгляд его на мир выразился в прекраснодушном изображении народного быта. Поэт запечатлел только светлую сторону крестьянского труда:
Пахнет сеном над лугами… В песне душу веселя, Бабы с граблями рядами Ходят, сено шевеля. Там — сухое убирают: Мужички его кругом На воз вилами кидают… Воз растет, растет, как дом… («Сенокос», 1856.)
Влечение поэта к идиллии и эстетизированным картинам выразилось и в том, что он осуществил вольный перевод нескольких новогреческих песен. По словам самого Майкова, он стремился передать «поэзию этих песен, открывающую светлые архипелажные горизонты, поражающую красотой древней греческой антологии, представлящую чудную смесь древнеязыче-ских и христианских элементов, между которыми нередко дает себя чувствовать и элемент славянский»‘. Таковы известные стихи Майкова «Ласточка примчалась» (1858) и «Колыбельная песня» («Спи, дитя мое, усни!..», 1858). Реальные впечатления автора о русской природе здесь неотделимы от его идиллических воззрений. Ласточка приносит весну — поэт связывает с прилетом птиц лишь неотвратимую смену времен года:
Будь хоть снег, хоть дождик Все весною пахнет!
Нет и тени какой-либо социальности, которой отмечено, например, творчество Плещеева. В «Колыбельной песне» мир дитяти раскрыт в любовном рассказе о безмятежном младенчестве. Ветер, солнце и орел — няньки у ребенка. Три ночи ветер качал колыбель младенца. Стихотворения Майкова удовлетворяли педагогическую поэзию только одним, но очень ценным качеством: мир природы, воссозданный поэтом, полон гармонии и той цельности, которая укрепляет ребенка в здоровом отношении к миру.
Описание природы в творчестве русских поэтов