Опросник профессиональных предпочтений
Опросник профессиональной готовности
В основу данного опросника положен принцип самооценки учащимися одновременно своих возможностей в реализации определенных задаваемых опросником умений, своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей будущей Профессии.
ОПГ дает возможность профконсультанту получать в достаточной степени достоверную информацию о наличии, взаимном сочетании, успешности реализации и эмоциональном подкреплении у подростков профессионально ориентированных умений и навыков, что позволяет ему на основе этих данных судить о степени готовности оптанта к успешному функционированию в определенной профессиональной сфере.
Основные принципы, положенные в основу ОПГ
Виды деятельности, занятия, ситуации, представленные в опроснике ученику для оценки, должны быть близки и понятны ему, т. е. обязательно представлены в его прошлом опыте. Оценивая свои возможности, отношение и профессиональное положение, ученик лишь фиксирует свойственный ему способ поведения, осознанные и не раз оцененные успехи и неудачи в реализации определенной деятельности, эмоциональное переживание, которым, как правило, сопровождалось выполнение этой деятельности. В этом случае профконсультанту легко определить обоснованность или необоснованность его профессиональных предпочтений.
Все описанные в опроснике виды деятельности, занятия и ситуации по требованиям, которые они предъявляют человеку, по условиям, средствам или предмету труда должны соотноситься с наиболее типичными представителями профессий пяти профессиональных сфер:
— Ч-3 ;
— Ч-Т ;
— Ч-П ;
— Ч-Ч ;
— Ч-Х. о. .
Инструкция для испытуемого
Внимательно прочитайте каждое высказывание. На него вы должны дать 3 ответа и оценить их в баллах :
1. Насколько хорошо вы умеете делать то, что написано в вопросе:
— делаю, как правило, хорошо — 2;
— делаю средне — 1;
— делаю плохо, совсем не умею — 0.
2. Какие ощущения возникали у вас, когда вы это делали:
— положительные — 2;
— нейтральные — 1;
— отрицательные — 0.
3. Хотели бы вы, чтобы описанное в вопросе действие
Было включено в вашу будущую работу:
— да — 2;
— все равно — 1;
— нет — 0.
Свои оценки в баллах вы заносите в таблицу ответов . В каждую клетку таблицы ответов вы должны поставить баллы, соответствующие вашим ответам на все 3 вопроса. В каждом вопросе вы оцениваете сначала ваше «умение «, затем «отношение » и «желание «.
В этой же последовательности вы и проставляете оценочные баллы в клетку таблицы.
Если вы никогда не делали того, что написано в вопросе, то вместо баллов поставьте в клетку прочерк в первых двух вопросах и попробуйте ответить только на третий вопрос.
Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова «часто «, «легко «, «систематически » и т. д. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.
Если из перечисленных в вопросе нескольких действий вы умеете делать что-то одно, то именно его вы и оцениваете тремя оценками.
Порядок работы с опросником
Оптанту предлагается внимательно прочитать инструкцию по работе с опросником. И в случае индивидуальной консультации рассказать профконсультанту как он собирается с ним работать. При проведении групповой консультации профконсультант сам подробно рассказывает оптантам Порядок заполнения опросника, обращая их внимание на следующее:
1) отвечать «хорошо умею делать «, т. е. ставить 2 балла можно только в том случае, если он это делал не один, а много раз, и у него, как правило, это хорошо получалось;
2) ставить 0 баллов в «умениях » надо тогда, когда школьник что-то делает плохо, и не умеет это делать ;
3) если школьник никогда не пробовал делать то, что написано в вопросе, то он вместо баллов в нужную клетку таблицы ответов ставит прочерк при оценке умений и своего отношения и, если сможет, то отвечает только на 3-й вопрос о своем профессиональном предпочтении, если нет, то вместо 3-й оценки он также ставит прочерк.
Фиксация результатов
В процессе работы с опросником оптант заполняет специальную таблицу ответов, которая содержит 5 столбцов. Номера и буквенные обозначения в клетках листа ответов соответствуют номерам и обозначениям вопросов.
Обработка результатов
Верхние клетки пяти столбцов обозначить в соответствии с типами профессий слева направо:
I) Ч-З; 2) Ч-Т; 3) Ч-П; 4) Ч-Х. о.; 5) Ч-Ч.
В каждой клетке таблицы оптант ставит 3 оценки в баллах:
1. Оценка своих умений .
2. Оценка своего эмоционального отношения .
3. Оценка своего профессионального пожелания, предпочтения .
Бланк тестируемого
Типы профессий | ||||||||||||||
Ч-З | Ч-Т | Ч-П | Ч-Х. о | Ч-Ч | ||||||||||
Ум. | От. | Ж. | Ум. | От. | Ж. | Ум. | От. | Ж. | Ум. | От. | Ж. | Ум. | От. | Ж. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||||||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||||||||
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | ||||||||||
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | ||||||||||
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | ||||||||||
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | ||||||||||
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | ||||||||||
36 | 37 | 38 | 39 | 40 | ||||||||||
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | ||||||||||
46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
Приступая к обработке результатов, профконсультант сначала находит в таблице ответов те номера вопросов , на которые оптант при оценке умений дал 0 баллов или поставил прочерк. При подобной оценке умений следующие две оценки на этот же вопрос при подсчете общих сумм баллов по этим шкалам не учитываются . Их профконсультант учитывает только при качественном анализе каждой сферы.
Профконсультант подсчитывает общую сумму баллов в каждой профессиональной сфере, которую набрали отдельно «умения «, «отношения » и «профессиональные предпочтения «. В результате этого подсчета профконсультант имеет наглядную картину соотношений оценок по 3 шкалам: умений оптанта , его эмоционального отношения и профессиональных пожеланий как в каждой профессиональной сфере, так и по каждому конкретному вопросу .
Оценка результатов
Сравнение и выбор предпочтительной для данного оптанта профессиональной сферы или нескольких сфер профконсультант делает на основе сопоставления, во-первых, сумм баллов, набранных разными профессиональными сферами отдельно по шкале «профпредпочтение «. Обращается внимание на ту или те профессиональные сферы, в которых эти суммы наибольшие. Суммы баллов, набранные по данным 3 шкалам, сравниваются между собой. Положительно оценивается такое сочетание, в котором оценки по 2 и 3 шкалам сочетаются количественно с реальными умениями оптанта, т. е. с 1-й оценкой. Например, соотношение 3-х оценок типа 10-12-11 благоприятнее, чем соотношение 3-18-12.
Предпочтение ученика в первом примере более обосновано наличием у него соответствующих умений.
Обязательно анализируются во всех сферах вопросы, на которые ученик дал наибольшую оценку в баллах, а также вопросы, в которых 2 наивысшие оценки сочетаются со средней. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы сузить всю профессиональную сферу до некоторых специальностей этой сферы. Например, работа в области Ч-3 может осуществляться с буквами, словами, текстами , знаками и текстами на иностранном языке , математическими знаками .
Во-вторых, для того, чтобы «выйти за пределы одной сферы на профессии, занимающие промежуточное положение между разными сферами. Например, учитель математики , модельер и т. д.
Выводы
По результатам ответов испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен.
Характер работы с опросником и форма фиксации результатов предоставляют учителю возможность количественно оценить в сравнительном плане соотношение умений, эмоциональных отношений и профессиональных предпочтений учеников как внутри каждой профессиональной сферы, так и между сферами. Это дает возможность дифференцировать полученные результаты, даже если количественно они совпадают в нескольких профессиональных сферах.
Все выводы и гипотезы, сделанные учителем в результате использования ОПГ, должны быть соотнесены со сведениями, полученными с помощью других методических средств , используемых в педагогической практике учителя .
Текст опросника
Умею, могу
1. Анализировать содержание научных, учебных, художественных текстов, выделять главное, делать обобщения, выводы.
2. Ремонтировать механические и электротехнические устройства, используемые в быту .
3. В течение нескольких лет самостоятельно выращивать какие-либо растения, своевременно выполняя все работы, обеспечивающие их рост и развитие .
4. Писать стихи, прозу, заметки, Сочинения, оцениваемые многими в художественном плане достаточно высоко.
5. При общении с людьми сдерживать внешнее проявление плохого настроения, раздражения; быть терпеливым и доброжелательным даже с не очень приятными людьми.
6. Из крупных текстов делать выписки, группировать их по определенному признаку, составлять конспекты.
7. Налаживать и чинить электронную аппаратуру, приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек.
8. Собирать коллекции растений, изучать их различные виды.
9. Мастерить нарядные подарочные изделия из бумаги, дерева, материи, металла, растений и пр. .
10. Объяснять содержание учебного материала, способы решения сложной задачи и т. п. ясным, легко понятным каждому языком.
11. На иностранном языке отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты, участвовать в диалоге.
12. По четкому образцу подавать изделие — кулинарное, швейное, модель, деталь и пр.
13. Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений.
14. Создавать законченные произведения искусства: живописи, графики, скульптуры.
15. Постоянно оказывать реальную помощь разным людям, нуждающимся в ней.
16. Работать с текстами на иностранном языке: переводить, анализировать, переписывать, править.
17. Составлять и собирать схемы различных приборов и устройств: разбираться в принципе их действий.
18. Отдавать много времени уходу и наблюдению за каким — либо животным: кормить, чистить, лечить, обучать.
19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых.
20. Заниматься с детьми младшего возраста: играть, читать и пр.
21. Выполнять задания по математике, в которых требуется составить логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.
22. Из типовых деталей, предназначенных для изготовления определенных моделей или изделий, создавать новые, придуманные самостоятельно.
23. Специально наблюдать за жизнью животных в природе, изучать их повадки, характерные формы поведения.
24. Перед зрителями разыгрывать роли в спектаклях, декламировать стихи, прозу.
25. Быстро и правильно распознать сущность малознакомого человека, т. е. понимать причины его поступков, видеть «истинное лицо «, часто скрытое за внешним поведением.
26. Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных , выводить на основе этого определенные следствия, устанавливать закономерности.
27. Выполнять задания , в которых требуется мысленно представить расположение предметов или их элементов в пространстве.
28. Разбираться в породах и видах домашних и диких животных, насекомых, рыб, их характерных внешних признаках и повадках.
29. Выступать с исполнением музыкальных произведений , танцевальных номеров.
30. Оказывать активное влияние на разных людей: убеждать их поступать так, а не иначе, мирить, воспитывать, увлекать своими интересами.
31. Работать с информацией, представленной в виде условных знаков, символов; составлять и читать карты, схемы, чертежи, графики.
32. Находить более рациональный способ решения задачи: логической, технической, конструкторской и т. п.
33. Изучать строение «живой ткани » и мир микроорганизмов с помощью микроскопа и других аналогичных устройств.
34. Придумывать и создавать новые оригинальные модели одежды, причесок, украшений, детали интерьера помещений, кулинарные блюда.
35. Организовывать коллективные вечера, походы и другие мероприятия.
36. Запоминать правила, законы, теоремы, условные обозначения, формулы.
37. Решать задачи по химии, разбираться в химических процессах.
38. При уходе за животными или растениями переносить ручной физический труд, соприкосновение с землей и отходами жизнедеятельности животных, специфический запах животных и др.
39. Рецензировать, оценивать, работу художников, писателей, режиссеров, драматургов и других специалистов творческих профессий.
40. Руководить работой других людей: давать им задания, добиваться их выполнения.
41. Проверять правильность и логичность написанного текста, вычислений, исправлять ошибки.
42. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.
43. Пополнять свои знания по различным разделам биологии с помощью специальной научной литературы, лекций, докладов.
44. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное.
45. Для выполнения работы вступать в контакты с незнакомыми или малознакомыми людьми.
46. Тщательно выполнять «бумажную работу «: писать, чертить, вычислять, проверять и т. п.
47. Работать на ЭВМ , решать какие-либо задачи с помощью дисплея.
48. Длительное время проводить практические исследования, направленные на изучение животного или растительного мира.
49. Настойчиво и терпеливо «отделывать «, обтачивать, переделывать и т. п., добиваясь совершенства в создаваемом или исполняемом произведении, продукте.
50. Делать устные сообщения, доклады для многих слушателей .
Опросник профессиональных предпочтений