Оригинальность и своеобразие исторических воззрений Радищева и Карамзина
Значение русской литературы XVIII века не исчерпывается даже тем, что она ставила и по возможности решала наболевшие вопросы своего времени и во многом подготовила блестящие достижения литературы XIX века: творчество ряда писателей последних десятилетий XVIII века (в большей или меньшей степени, в той или иной форме) стало одним из органических слагаемых в развитии живого литературного процесса начала следующего столетия. К числу таких писателей следует в первую очередь отнести Фонвизина, Радищева, Державина, Карамзина, Крылова. В состав литературы нового века вошли не только те произведения, которые были написаны в этот период, но и такие, какие были созданы раньше.
С Фонвизиным связано становление в русской драматургии жанра общественной комедии: от «Недоросля» прямая дорога к «Горе от ума» Грибоедова и «Ревизору» Гоголя.
В разработке понимания народности Белинский в значительной мере опирался на творчество Державина, «главным отличительным свойством» которого была, по мнению критика, «народность, народность, состоящая не в подборе мужицких слов или насильственной подделке под лад песен и сказок, но в сгибе ума русского, в русском образе взгляда на вещь.
В сем отношении Державин народен в высочайшей степени». Для Пушкина «Недоросль» Фонвизина, воспринимался как «комедия народная». В образах фонвизинского Стародума, радищевского Путешественника и грибоедовского Чацкого — раньше всего «был запечатлен… русский путь вне эгоистического самоутверждения личности», как справедливо утверждает Г. П. Макогоненко. Следует учесть также, что в 1808 году вышла из печати первая часть Сочинений Державина, и в ближайшие годы русские читатели (а также молодые литераторы) получили возможность ознакомиться с творчеством выдающегося поэта с недоступной ранее полнотой, а сам поэт захотел облегчить восприятие своих стихов новому поколению. С этой целью он приступил к созданию «Объяснений на сочинения Державина, им самим диктованные родной его племяннице Елизавете Николаевне Львовой в 1809 году»1.
В 1806-1811 году было издано «Собрание сочинений» А. Н. Радищева его сыновьями. Роль и воздействие на дальнейшее развитие литературы н общественной мысли опубликованных произведений и особенно продолжавших распространяться рукописно «Путешествия из Петербурга в Москву» и оды «Вольность» трудно переоценить. Советские биографы и исследователи жизни и творчества Радищева с: полным основанием утверждают, что, возвратившись из ссылки, он снова стремится объединить вокруг себя литературную молодежь. «Для молодых служащих, посещавших вечера Радищева и слушавших его выступления на заседаниях Комиссии, Радищев был своеобразным университетом, учил бороться за революционно-демократические идеалы»,- пишет Д. С. Бабкин. Эта роль Радищева хорошо была понята и его молодыми современниками. Так, в связи с кончиной писателя-революционера И. П. Пнин в послании к А. Брежинскому писал:
Итак, Радищева не стало! Мой друг, уже во гробе он! То сердце, что добром дышало, Постиг ничтожества закон; Уста, что истину вещали, Увы! навеки замолчали, И пламенник ума погас. Сей друг людей, сей друг природы, Что к счастью вел путем свободы Навек, навек оставил нас!
Большой вклад в решение проблемы историзма в художественной литературе внесли писатели последних десятилетий XVIII — начала XIX века. Среди них главнейшее место следует отвести Радищеву и Карамзину.
Оригинальность и своеобразие исторических воззрений Радищева во всей полноте предстоит выяснить исследователям, но еще в 1938 году Г. А. Гуковский пришел к заключению, что «строго говоря, он (Радищев.) ниоткуда не взял эти особенности своего мышления, но создал их сам на почве русской действительности».
Главное в исторических взглядах Радищева заключается в том, что для него цель исторического процесса — освобождение народа революционным путем, когда мечтания о лучших временах сменяются глубоко обоснованным предвидением. Большое воздействие на творчество писателей последующих поколений оказал и вывод Радищева (при изучении отечественной истории) о кардинальном противопоставлении интересов народа и монархов (пусть и «просвещенных»).
Не прошли бесследно для читателей и писателей первой трети XIX века и исторические опыты Карамзина, причем «глубина» влияния Радищева компенсировалась «широтой» воздействия Карамзина. Наибольший резонанс в писательской среде получила его «История государства Российского». Но, как уже отмечалось, его «исторические» повести тоже заслужили пристального внимания со стороны следующего поколения. Даже скромные результаты в решении проблемы историзма в повести «Наталья, боярская дочь» были подмечены Пушкиным.
Но в значительной степени победа историзма в русской художественной литературе — реализме Пушкина — была подготовлена «Историей государства Российского». Этот многотомный труд, по мнению исследователей, объединил в неразрывное целое усилия Карамзина-историка и талант Карамзина-писателя. Основной вывод, к которому пришел Карамзин в своем труде,- это утверждение непресекаемости истории русского народа, непрерывность в его развитии.
Писатель поставил себе задачей показать положительную роль самодержавия в жизни русского народа на всех этапах его бытования. Однако столкнувшись в ряде случаев с историческими фактами, явно не подтверждавшими эту его изначальную мысль, Карамзин честно и мужественно старался не умолчать о них и не исказить их, предоставив тем самым делать своим читателям самостоятельные выводы о взаимоотношениях между народом и властью, об их истинной ценности. В основе воспроизведения исторической правды (как она была доступна Карамзину и как она им понималась) лежало глубокое патриотическое чувство писателя, любовь и доверие (конечно, не исключавшее проверку) к историческим источникам: «Я не верю той любви к отечеству, которая презирает его летописи или не занимается ими: надобно знать, что любишь; а чтобы знать настоящее, должно иметь сведение о прошедшем». На основе изучения летописных материалов Карамзин создает характер русского народа.
О прямом влиянии историко-художественного труда Карамзина на Пушкина, на последующее поколение русских литераторов вполне определенно заявил Белинский: «Карамзин не одного Пушкина — несколько поколений увлек окончательно своею «Историей государства Российского», которая имела на них сильное влияние не одним своим слогом, как думают, но гораздо больше своим духом, направлением, принципами. Пушкин до того вошел в ее дух, до того проникнулся им, что сделался решительным рыцарем «Истории» Карамзина»3. И, наконец, писатели XVIII века открыли огромные возможности для дальнейшего развития русской литературы, щедро одарив ее большим жанровым разнообразием, вооружив новой системой стихосложения, заложив прочные основы для создания литературного языка. Характерно, что и в этом случае писатели опирались в конечном итоге на народную основу языка, «ибо язык народа не безделка» (Сумароков).
Вот почему в истории русского народа, его культуры и литературы «осьмнадцатое столетие» не может быть «забвенно» (Радищев).
Оригинальность и своеобразие исторических воззрений Радищева и Карамзина