«Ошеломляющий» образ в поэзии Аполлинера (Сборник «Алкоголи»)
«Ошеломляющий» образ имел целью вызвать соответствующую реакцию «удивление» (surprise), а отсюда — своеобразный «диалог между поэтом и человечеством». В отличие от некоторых сюрреалистов, образы которых оставались «непрочитанными», Аполлинер всегда искал отголосок в сердцах тех, для кого писал. Однако определенность авторской мысли не означала художественной упрощенности. Многозначность смелых аполлинеровских образов свидетельствует о многогранности его духовной жизни и необходимости поиска разных путей к его осмыслению. Аполлинер был поэтом со смелым характером, сильной волей и стремлением ощутить жизнь во всех ее проявлениях. Он писал: «Нет, не нужно искать печали в моей поэзии, а лишь саму жизнь, постоянную, осознанную волю к жизни, к познанию, к видению, к знанию и выражению этого знания».
Мы хотим вам раскрыть широкие Непривычные пространства Где цветок тайны раскрывается Для того, кто его хочет сорвать Там новые огни и невиданные краски Тысячи непонятных Фантастических явлений Которые нужно превратить в реальность (Здесь и далее пер. Лукаша)
Сборник «Алкоголи» (1913) дал представление читателям о разнообразии творчества поэта. Он вобрал в себя все лучшее из созданного писателем за 15 лет. Первая его поэма «Зона» раскрывает содержание названия сборника: «И жизнь будто спирт пламенный ты пьешь». Главная тема поэмы — поэт и современность, личное и общественное в жизни человека. Автор убежден, что источником настоящей поэзии является жизнь в ее беспрерывном движении, а поэзия должна удивлять, захватывать и познавать жизнь с помощью только ей присущей средств. Сборник отмечается богатством тематики, разноплановостью мотивов и интонаций.
Задушевная нежность польется из строф «Рейнских поэзий». Патетика революции звучит в «Вандемьере». Любовь, которая уплывает из жизни героя, как воды Сены под парижским мостом Мирабо, воспевается в стихотворении «Мост Мирабо» (1912). Задумавшись над природой человеческих чувств, поэт приходит к выводу, что, хотя они и изменяются, их движение нельзя остановить, как течение реки, и именно в этом заключается главная закономерность бытия.
Мост Мирабо — символ вечной истории взаимоотношений, которая повторяется для каждого поколения жителей Парижа. В беспрерывном движении реки чувств — гарантия развития жизни. Автор утверждает ценность внутренних переживаний личности, неповторимых, как каждый миг, но в этом их привлекательность и значимость:
Под мостом Мирабо течет Сена Так и любовь Бежит у тебя и у меня…
Аполлинер использовал в произведении ритм ткацкой песни XIII ст. Передал он и дух этой песни: с такой же самой серьезностью пели о любви за ткацким станком французские женщины. Старинный ритм по-новому зазвучал в XX ст., напомнив о вечных ценностях, актуальных для всех времен и народов. Сборник вобрал в себя сложность и противоречивость самого бытия, поэтому, несмотря на разноплановость произведений (элегические, сатирические, исторические, современные и т. п.), он воспринимается как выражение того «синтеза жизни», в который был влюблен Аполлинер.
Кроме того, в «Алкоголях» прослеживается и другой синтез: поэт старался привить французской литературе близкие и далекие культуры. Поэтому в сборнике находим отголосок библейских сюжетов и немецких легенд, французской и украинской истории, античной мифологии и современной европейской философии. Синтез разных культур помогал автору поднимать проблемы жизни в широком мировом контексте. Однако читатели не восприняли сборник «Алкоголи», который противоречил упроченным представлениям о литературных жанрах и поэтическом образе.
Таким образом, Аполлинер соединил поэзию и время, создав своеобразную лирическую эпопею бушующего исторического периода. В письме к поэту Андре Бийи автор отмечал: «Это — книга военного времени и содержит в себе жизнь. Если судьба будет оказывать содействие моей поэтической репутации, она больше, чем «Алкоголи», взволнует читателей… Относительно упрека, будто бы я разрушитель, то я не воспринимаю это категорически, так как я никогда не разрушал, наоборот, старался строить». Название сборника связано с экспериментами в области поэтической формы.
Часть стихов имеет форму «лирических идеограмм», или калиграмм. Наиболее известная калиграмма Аполлинера — «Зарезанная голубка и фонтан» (1914), расположением букв неодинакового размера и разными направлениями строк она образовывает очертания голубки над струями фонтана, который символизирует вечный плач о погибших на войне. Знаменитейшая голубка П. Пикассо была навеяна именно этим образом горлицы Аполлинера. Произведение построено по принципу антитезы: с одной стороны, естественная жизнь — голубка, фонтан, люди, а с другой — кровь и насилие.
олеандры все в крови,
И солнце ранено в траве На багрянистом горизонте.
«Раненное» солнце на «багрянистом горизонте» становится символом общей трагедии и придает произведению предупреждающий характер. Автор предостерегает человечество от опасности самоуничтожения. Ассоциативная образность, нетрадиционная метафоричность, подчеркнутая экспрессивность, отсутствие синтаксического деления текста, неоднородность строфики — эти черты придают особой неповторимости творческому методу Аполлинера. По словам В. Незвала, поэтическое искусство писателя преодолело «границы однобокости и нужды» и вышло «во всемирное пространство», поставив вопрос общего мироздания и смысла бытия каждой личности.
Антивоенный пафос произведения объединяется с глубокими философскими прозрениями автора. «Голубку» Аполлинера можно считать своеобразной эмблемой его творчества. Это символ природы, высокой красоты, духовного очищения мира, к которым всегда стремился поэт. Гений Аполлинера многогранный и до конца еще не разгадан. Тесно связанный с авангардистскими течениями начала XX ст., он не вмещается в рамки ни одного из них.
Объединив достижения фольклора, литературные традиции и наиболее современные художественные формы, он создал разноцветный поэтический мир, где властвуют эпический взгляд на современность, лиризм в раскрытии чувств и философское углубление в самую сложную категорию — жизнь. Его поэзия содержит множество интонаций, оттенков содержания, ассоциаций, которые объединяются в единой плоскости — подвижной душе личности, которая стала для писателя непочатым источником вдохновения и главной целью творчества. Желая точнее передать течение событий — их одновременность, внезапность, динамизм и т. п., — он нередко отказывается от пунктуации, использует отрывистые строки, именительные предложения. Современные реалии объединяются с историческими, мифологическими понятиями, поэзия часто приближается к прозе.
Все это было не просто экспериментаторством, а прежде всего — стремлением Аполлинера воссоздать сложный «поток жизни», в котором все связи разрываются и вместе с тем все фрагменты — «щепки реальности» — соединены невидимой цепью, познать который призвана поэзия. «Двадцатое столетие — в туманах!» — отмечал писатель («Призрак в тумане»), однако люди должны возвыситься над миром и над самими собой, чтобы лучше увидеть современное и будущее («Возвышение»).
«Ошеломляющий» образ в поэзии Аполлинера (Сборник «Алкоголи»)