Осмысление чернобыльской трагедии в поэме «Чернобыльская Мадонна»
Грустнеет с каждым годом наша земля: гибнут от загазованного воздуха деревья, засыхают реки и моря, умирают целые виды животных. Человек поверил в то, что он — царь природы и будто старается всех в этом убедить. Но какими методами? А не теми ли, что уничтожает все живое?
Все спешат жить, жить только для себя, совсем не задумываясь над тем, что они оставляют после себя для потомков. Ведь придет то время, когда обессиленные потомки спросят: «Что ты наделал, человек?»
Да и человеком ли будет наш преемник, а может и каким-то мутантом с тремя головами? Именно об этом поэма — страшная поэма Ивана Драча «Чернобыльская Мадонна». По земле идет Мадонна. Заходит она в каждый город, в каждый дом, заглядывает в сердце к каждому. Кто она?
Мать, которая ищет своего ребенка? А может, всемирная Мать, которая ищет правды и умного человека, который, в конце концов, остановит бессмысленное самоубийство человечества? А может, это сама смерть, которая собирает дань за человеческую самоуверенность и разгильдяйство, за равнодушие и нетерпеливость друг к другу?
Тяжело найти ответ. Но его необходимо найти, причем как можно скорее, иначе погибнет планета с замечательным «именем» Земля, а вместе с ней погибнет и человечество. Поэт спрашивает: «Кто она? Зона?
Эпоха? Судьба? Смерть? Я знаю кто — Чернобыльская Мадонна!».
Каждый сам для себя должен решить, не поддастся ли он Змею-Искусителю, который «кожуру срезает по спирали» и «вылущивает внутренности с семенами», или, может, все же таки поймет, о чем предупреждает нас Чернобыльская Мадонна. А предупреждает она быть не Пилатом, который «от радиации… умывает руки», а быть, прежде всего, людьми, способными осознать, какую угрозу несет наше старание подчинить себе природу, сделать из нее лишь казну для наших нужд. Может произойти, что она превратится из казны в самое обычное кладбище или в страну сплошных мутантов. Предупреждает Иван Драч:
«За безалаберщину в небытие, за карьеры и премии, Словно на войне, снова выход один: За мудрость всемирную глупых академий платим бессмертием — жизнями молодыми».
Чернобыльская трагедия принесла много горя. Еще и сейчас слышны ее отголоски, еще и сейчас сотни, а может, и тысячи людей страдают от страшной, неизлечимой болезни. А возможно, что уже и не страдают… Кто же виноват в этой трагедии?
На скамье подсудимых их сидело шестеро — их, виновных в том, что произошло. Но, кажется, их было намного больше. Возможно, любой из нас должен был сказать свое слово относительно использования атомных станций, ведь это радиация, вредная для всего живого. Может, это какой-либо руководитель или научный работник, поэт или архитектор; может, это я или ты:
Почему их шесть? А где же это седьмой — Ты? Почему ты не сидишь на скамье — Первый? Нет! Ты светишь на нас с высоты.
Науки даль над нами распростер.
Виновных найдено или не найдено — сейчас невозможно разобраться. Ясно только одно: еще несколько десятков лет, а может, и меньше, и наша планета погибнет. А мы будто бы сами стараемся все сделать для этого: химические выбросы в моря и в воздух, который приводит к образованию озоновых дыр и уничтожению чистой воды, радиация и грязь, неизлечимые болезни, в том числе СПИД. Поэтому и идет Чернобыльская Мадонна по земле, как последнее предупреждение:
Несет седая чернобыльская мать Эту планету… Это больное дитя!..
Пришло время человечеству опомниться, прозреть, время взяться за ум. Ведь любой из нас хочет жить, хочет дышать чистым воздухом, хочет пить чистую воду и кушать не нитраты, а экологически чистые продукты. А еще — хочется оставить потомкам в наследство зеленую планету Земля, зеленую не только на рисунках, а и на самом деле…
Осмысление чернобыльской трагедии в поэме «Чернобыльская Мадонна»