Основа сюжета центральных произведений Н. А. Полевого
Николай Алексеевич Полевой (1796-1846). Н. А. Полевой писал критические статьи, повести, романы, продолжив борьбу Л. А. Бестужева за самобытность и народность русской литературы. Достойна упоминания и его многотомная «История русского народа» (1829-1833), где он предлагал, в отличие от Карамзина, воссоздать историю страны на основе изучения деятельности народа, не монархов по преимуществу. И хотя подлинная история народа не раскрыта в труде Полевого, сама постановка вопроса о доминирующей роли трудовых масс в историческом процессе была новой и прогрессивной. В эстетике Полевой отстаивал принцип романтизма, требуя от художника «исполинских», т. е. ярких образов, смелости «воображения», глубокого постижения «духа народного».
К написанию повестей и романов Полевой обратился, будучи уже известным критиком и журналистом. Первым крупным прозаическим произведением Полевого, обратившим на себя внимание публики, был исторический роман «Клятва при гробе господнем» (1832), написанный в романтическом духе. В основе сюжета — борьба галицких князей Василия Косого и Дмитрия Шемяки (XV в.) с их двоюродным братом великим московским князем Василием Темным. Полевому удалось воспроизвести напряженную эпоху феодальных междоусобиц, колорит времени и места, дух русской старины, что восхищало А. Бестужева-Марлинского. Однако модернизация внутреннего мира героев, переосмысление их действительной роли (Шемяки, Василия Темного) не позволили автору создать произведение, в полной мере соответствующее принципам историзма.
Полевого интересовали и проблемы современности, что нашло свое отражение в повестях «Живописец» (1834), «Эмма» (1834), романе «Аббаддонна» (1834). Основной пафос этих произведений — романтическое неприятие и критика социальных условий, противостоящих мечте, поэзии, порывам безвестных, но талантливых одиночек, стремящихся отстоять свое право на свободное и вдохновенное творчество. В повестях Полевого и сегодня привлекает сочувствие героям, вышедшим из низовой среды, защита справедливости с позиции трудовых сословий, что свидетельствует о таких индивидуальных особенностях художественного метода Полевого, которые можно определять термином «демократический романтизм».
В «Рассказах русского солдата» (1829) воспроизведена исповедь горемыки (повествование дается от лица отставного солдата, инвалида Видорова), испытавшего нищету, издевательства помещичьего старосты, разлуку с любимой девушкой, рекрутчину, долгую и тяжелую солдатскую службу. Доживает Сидор одиноким стариком в чужой деревне, в полной мере осознавая горечь и бессмысленность пережитых страданий: «Плохо было наше житье — нечего сказать».
Полевой не приукрашивает крепостной быт, отвергая идиллическую манеру писателей-сентименталистов. «Соломы едва доставало у нас скотине; гречневую шелуху мы съедали сами, подмешивая с лебедой да с мякиной и посыпая мукой»,- рассказывает Сидор о своем житье-бытье в деревне. Такая наглядность изображения создавала предпосылки для перехода к реалистическому методу воспроизведения действительности. Белинский писал о повести Полевого: «…»Рассказы русского солдата» — это прелесть! В этой пьесе так много чувства, так много оригинальности и верности в изображении чувств и понятий простолюдинов, что с нею не может идти ни в какие сравнения ни одна повесть, взятая из простонародной жизни». Но правдивым зарисовкам Полевого не хватало широты типических обобщений.
После закрытия журнала «Московский телеграф» Полевой вынужден был сменить свой политический курс. Он создает произведения, в которых, наряду с постановкой актуального вопроса о необходимости развития русской национальной культуры, торговли и промышленности, осуществляется и субъективная тенденция, выражавшаяся в идеализации купечества («Купец Иголкин», 1839; «Костромские леса», 1841), продоведи благонамеренности и казенного патриотизма («Дедушка русского флота», 1838).
Николай Филиппович Павлов (1805 — 1864). Сын крепостного, он еще мальчиком был отпущен на волю, учился в театральном училище, затем — в Московском университете. После окончания университета (1825) Павлов служит чиновником в надворном суде, свободное время посвящая стихотворству, написанию непритязательных водевилей. Почти десять лет прошло в безвестности, хотя литератор печатался во многих альманахах и журналах, был знаком с Н. А. Полевым, М. П. Погодиным и С. П. Шевыревым. Имя Павлова стало известно широким читательским кругам лишь в 1835 г., когда появилась его книга «Три повести» («Именины», «Аукцион», «Ятаган»). Структура повестей Павлова во многом подчинена законам романтического творчества: острый сюжет, быстрое развитие действия, неожиданные развязки, наличие героев с бурными страстями. Однако романтическая форма довольно искусно соединена в повестях Павлова с реалистическим содержанием, которое строится на выявлении кричащих противоречий крепостной действительности.
В повести «Именины» рассказывается о том, как талантливый крепостной музыкант полюбил свою ученицу, внучку помещицы. По «судьба» враждебна человеку из народа. Павлов здесь предваряет появление «Сороки-воровки» А. И. Герцена, в которой мотив гибели талантов из народа получает более глубокую реалистическую и социальную мотивировку. Повесть «Аукцион» посвящена характеристике нравов высшего общества, где продается не только честь, но и сама человеческая красота. Наиболее оригинальна повесть «Ятаган», в которой развернут острый сюжет с трагическим исходом. Молодой корнет, разжалованный в солдаты, доведенный до отчаяния преследованиями полковника, с помощью ятагана (изогнутый клинок) расправляется с обидчиком и умирает под шпицрутенами. Своеволие армейского начальника и солдатское бесправие запечатлены в повести верными штрихами, что могло восприниматься читателями как отражение общих деспотических порядков в стране. Это вызвало беспокойство реакции и раздражение самого Николая I. «Крамольное» произведение было запрещено к повторному изданию.
Повесть «Ятаган» произвела большое впечатление на современников смелым обличением феодально-крепостнического режима, открытым сочувствием жертвам общественного произвола.
Ф. И. Тютчев писал о повести: «Свободная мысль сразилась с роковыми общественными вопросами и, однако, не утратила художественного беспристрастия». Тепло отозвался о повестях Полевого Пушкин, находя, что «они рассказаны с большим искусством, слогом, к которому не приучили нас наши записные романисты» Н «Ятагане» все «лица живы и действуют и говорят каждый, как ему свойственно говорить и действовать». В то же время Пушкин с присущей ему прозорливостью, исходя из реалистических принципов отражения действительности, указал на «несбыточность»,
Некоторые из произведении кн. Одоевского можно находить менее других удачными, но ни в одном из них нельзя не признать замечательного таланта, самобытного взгляда на вещи, оригинального слога. Что же касается до его лучших произведений,- они обнаруживают в нем не только писателя с большим талантом, но и человека с глубоким, страстным стремлением истине, с горячим и задушевным убеждением,- человека, которого волнуют вопросы времени и которого вся жизнь принадлежит мысли. В. Г. Белинский
Последующие повести: «Маскарад», «Миллион», «Демон», опубликованные в 1839 г., не заключали в себе прежней обличительной силы. К общим достоинствам повестей Павлова надо отнести живость изображения, сравнительно чистый и ясный язык с его тенденцией к преодолению вычурности романтического слога.
Основа сюжета центральных произведений Н. А. Полевого