Основное содержание «поэзии природы» (Naturgedicht) 60-х и 70-х годов
Основное содержание «поэзии природы» (Naturgedicht) 60-х и 70-х годов, переплетение столь значительных тем, как природа и война, человек и история, нашли свое выражение прежде всего в стихах Карла Микеля (род. в 1935 г.), вошедших в его сборники «Хвала и брань» (1963), «Vita nova mea» («Моя новая жизнь», 1966) и «Железный век» (1975). Кроме эссеисти-ческих работ о крупнейших представителях немецкой литературы, Карл Микель написал пьесу «Навсикая» (премьера — в 1968 г.) и либретто к опере Пауля Дессау «Эйнштейн» (премьера — в 1974 г.).
В стихотворении Микеля «Эльба» (1973) вслед за лаконичным описанием пейзажа (зимняя Эльба между Дрезденом и Хостервитцем) с античной сентенциозностью говорится о влюбленных парах, укрывшихся за прибрежным кустарником.
Тема реки, часто сопряженная в поэзии с темами исторических надежд (Гете, Гельдерлин), вызывает здесь самые различные ассоциации с приметами XX века. Поэт вновь использует широкий диапазон мотивов, известных из классики, чтобы создать многоплановую и целостную картину мира.
Стихи о природе принесли широкую популярность с 70-х годов и Еве Штритматтер (род. в 1930 г.; «Я песнь творю из тишины», 1973; «Лунный снег лег на луга», 1975; «Единственная роза пересилит все», 1977; «Диалог», 1979; «Гелиотроп», 1983).
Ее чрезвычайно эмоциональные стихи продолжают романтические традиции. Лирическая героиня стихов Евы Штритматтер стремится к прямому и непосредственному самовыражению, а речь в них идет о главных событиях человеческой жизни. Важную роль играет звуковой ряд стиха и рифма. Неотделимое от связей с природой поэтическое чувство родины открыто для впечатлений от иных пейзажей и встреч с людьми из братских социалистических стран.
Более суровы и угловаты стихи Вульфа Кирстена (род. в 1934 г.; «Начало предложения», 1970; «Свинцовое дерево», 1977). Картины природы у него отражают и социальные аспекты жизни крестьян. Поэту удается найти интересные и самобытные образы, чтобы поведать об исторических переменах, происходящих в деревне.
Как и тема природы, тема любви служит мощным катализатором в процессе поэтического осмысления новых проблем и вопросов, которые ставит жизнь. Социальное освобождение женщины привело к тому, что и в любви двух людей на первый план выходит личность человека. Но в то же время чувственность любви, ее живая полнокровность воспринимается как неотъемлемое качество ее человечности.
В книгах Пауля Гюнтера Крона (1929-1979) «Все мои имена» (1976) и «Брошь» (1978) собраны стихи о любви, глубоко связанные с историческими и философскими размышлениями поэта.
Основное содержание «поэзии природы» (Naturgedicht) 60-х и 70-х годов