Основные черты поэтического стиля М. Рыльского
Итак, перед Тем как перейти к характеристике поэтического стиля Максима Рыльского, учитель обращается к классу с просьбой объяснить, что мы понимаем под индивидуальным стилем писателя. Ученики с предыдущих уроков вынесли немало знаний и наблюдений над индивидуальным стилем поэта. Чтобы охарактеризовать стиль писателя, надо принимать во внимание, с одной стороны, темперамент, мировоззрение писателя, его эстетические вкусы и, с другой,- образы людей, события, факты действительности, которые он отбирает, обобщает, дает им оценку, а также тип художественные средства, особенностей его языка. Итак, особенности стиля оказываются как в содержании, так и в форме художественных произведений. Разнообразие индивидуальных стилей свидетельствует о богатстве талантов в народе, который их породил, о многогранности жизни, отображенной в литературе.
Каковы же основные черты индивидуального стиля Рыльского в период его поэтической зрелости? Стиль Рыльского, как и сам поэт, все время был в движении, развивался. «Простоту радостную взяв за закон», поэт стремился достичь (и достигал) пушкинской ясности и «неслыханной простоты», гармонического слияния идеи и образа, содержания и формы. Вот эстетичное кредо поэта:
Лишь дойдя до склона лет, Поэзию я понял Как простоту такую великую, Такое единение точных слов, Когда ни напрасной позолоте, Ни всяким уловкам тонким Нет места, как подлости В сердце чистом и пылком, Когда эпитет бьет стрелой В самую глубокую суть, Когда дорогой прямой Тебя метафоры ведут… («Поэтическое искусство»).
Великому мастеру художественного слова, который совершенно владел всеми формами классического стихосложения, была ненавистна игра в слово, формалистические увертки. Все художественные средства поэта определялись его эмоциями, мыслями:
Слова должны быть покорные Чувствам и помыслам твоим, И рифмы должны быть верные. Как друзья в подвиге святом. («Поэтическое искусство»).
Характерной особенностью поэтического стиля Рыльского является органическое объединение многогранного видения мира, неповторимость и красота эмоций и глубина раздумий над явлениями действительности. Поэт много путешествовал, встречал разных людей, а главное, имел наивысший дар — дар познавать людей. Конкретный материал действительности постоянно питал сердце и воображение поэта, был тем основанием, на котором прорастали глубокие политические, философские и эстетичние раздумья Рыльского — наподобие стихов «Мосты», «Розы и виноград». Не случайно одним из наиболее распространенных и любимых лирических жанров Рыльского является медитация. Немало стихов поэта своей идейной остротой и художественной формой тянутся к публицистике. В стихах этого жанра поэт продолжает публицистические традиции Тараса Шевченко («Я не болею» и др.), Ивана Франко («Товарищам из тюрьмы»), Леси Украинки («Предрассветные огни»), а также своих любимых русских поэтов Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Некраоова, а из своих старших современников — Владимира Маяковского.
Публицистическая струя не накладывала на поэзию Рыльского отпечаток декларативности, так как поэт большей частью «уравновешивал» публицистику образным, художественным воспроизведением мыслей и чувств нашего современника. С особым почетом и любовью поэт пишет о людях свободной творческого труда. Поэт прославляет труд,
Так как только из труда вырастает подвиг, Так как только из труда родятся герои, Так как только из труда гений возникает.
Рыльский Опоэтизировал труд чабанов и свинопасов, народных селекционеров и трактористов, ученых и поэтов, артистов и народных кобзарей, создал много замечательных лирических портретов людей нашего времени. Примером могут быть стихи «Тодось», «Новые люди», циклы «Путешествие в Закарпатье», «Щедрость». Великий поэт был влюблен в красоту природы, имел наблюдательное зрение художника и ум ученого, который думает о сохранении и преумножении красоты и богатства родной земли. Пейзажные рисунки Рыльского часто «оживлены», персонифицированы. Природа будто «собеседник» поэта, перед которым он выражал свою радость и свою грусть. Тонкое многогранное ощущение природы, которое, например, нашло свое могущественное проявление в стихотворении «Тоска по молодости», свидетельствует о великом сердце поэта, красоте и неповторимости его эмоций:
…Жаль рассветов тех, которые лишь раз пылали, Тех неповторимых гроз, которые в вечность отсверкали, И трепетов в сердце и на устах, И первой весны, которая исчезла, будто птица… Жаль просветов между туч, голубых и легких, И полета ласточки, которая над землей мчится, Грозу предвещая, как синяя молния, И рощи мглистой, что будто отяжелела От счастья, от росы, от тоски и соловьев.
Максим Рыльский умел опоэтизировать обыденное, будничное, увидеть в нем красоту социалистической жизни. Так, величие советской Родины раскрывают детали, которые возвышены талантом поэта к уровню символов: «удар молотка и руль тракториста неутомимый, и скалы разбитые, и покорная река, комбайны и домны» («Моя Родина»). Во многих своих произведениях поэт достиг гармоничного единства содержания и формы. Его мастерство, как и каждого выдающегося писателя, — это не сумма готовых художественных приемов, а высокий уровень идейно-художественного изображения действительности. Рыльский умеет поднять важнейшие идеи времени по-своему, воплотить их в оригинальные образы яркими художественными средствами. Максим Рыльский имел свои любимые темы, разработке которых он уделял больше всего внимания. Чтобы раскрыть любимые темы, поэт ищет и находит интересные факты прошлого и настоящего, своим талантом возвышает их к уровню символов — образов великой обобщающей силы. Поэт создает лирические портреты рядовых людей нашей страны, которые своей работой приближают «сияние такого дня, которому душу я готов отдать» («Записная книжка»). Утро и день, весна и лето, теплые дни собирания винограда — это символы великих этапов в жизни нашей страны.
Своим творчеством М. Рыльский доказал неувядаемость и красоту такой формы стиха, как сонет. Эта строгая форма, которая не терпит слова лишнего, служит у Рыльского, в частности, для создания лирических портретов выдающихся деятелей культуры («Франко», «Два сонета о Горьком»), для раздумий об искусстве («Сикстинская мадонна», «Афродита Милосская»), для выражения важных политических мыслей («Неугасаемая звезда», «Весна человечества»). Поэзия Максима Рыльского чрезвычайно богата жанрами. В лирике — гражданские (политические) стихи, стихи-портреты, стихи-размышления, песни, пейзажные рисунки. Поэмы его всегда имеют лиро-эпический характер. Написанная во времена тяжелых испытаний народа, поэма «Жажда» своим разнообразием размеров и стилевых переходов напоминает поэму Тараса Шевченко «Гайдамака».
В украинской литературе М. Рыльский занимает выдающееся место как мастер языка. Он прекрасно владел живым языком народа, создавал на его основе новые лексические формы. Примером могут быть вышеперечисленные сложные эпитеты, а также новообразованные глаголы, существительные и т. д. Так, о дружеской встрече композиторов Лысенко и Чайковского в Киеве поэт говорит: «Высокий дух их благородил» («Над Днепром» ), а творческую работу советских людей поэт характеризует неологизмом: «Человек превращает в сад пустыни…» («Весенние воды»). Национальная своеобразность поэзии Рыльского в богатом красочном языке, в широком использовании образов и художественных средств фольклора и развитии лучших традиций писателей-классиков, в создании национального характера украинца советской эпохи. Целесообразно на уроках, посвященных изучению стиля писателя, проводить сопоставление близких по идейно-тематическому содержанию произведений различных авторов. Это будет приучать учеников видеть не только то, что сближает, но и то, что отличает стили поэтов.
Основные черты поэтического стиля М. Рыльского