Основные мотивы лирики Н. А. Некрасова
Н. А. Некрасов явился «поэтическим выразителем целой эпохи нашего общественного развития» , откликнувшимся на самые злободневные вопросы дореформенной и пореформенной России, главным из которых был вопрос о путях освобождения крестьян от крепостной зависимости. Некрасов явился истинно народным поэтом, писавшим о народе, для народа, от имени народа. Любовью к народу пронизано все его творчество. В поэзии Некрасова народ и родина — два неразделимых понятия, два образа, слитых воедино. Неслучайно одно из первых его стихотворений так и называется — «Родина» .
В стихотворении выражена ненависть к дворянскому усадебному быту, знакомые места не вызывают у поэта прилива нежных чувств, его сердце не переполняется любовью. При воспоминании о днях юности его грудь стесняют «злоба и хандра», потому что в памяти возникают картины «бесплодной и пустой» жизни отцов:
Разврата грязного и мелкого тиранства, Где рой подавленных и трепетных рабов Завидовал житью послушных барских псов.
Лишь образы несчастной матери, которая «жребии свои несла в молчании рабы», «отданная навеки угрюмому невежде», да сестры, разделившей «и горе, и позор судьбы ее ужасной», вызывают чувства любви и тоски. Как автобиографическое воспринимается и другое стихотворение Некрасова — «На Волге». Переживания его лирического героя в значительной степени отразили реальные впечатления автора. В нем еще ярче прозвучали гневные и восторженные ноты некрасовской поэзии.
Величественная русская река ассоциируется у поэта с родиной, с Русью. Каждый раз после разлуки с Волгой его сердце переполняется любовью, поэт не может не высказать своих трепетных чувств:
О Волга!., колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я!
В Основные мотивовы лирики Н. А. Некрасова входила и великая русская река Волга — «благословенная река, кормилица народа». Но никогда не изгладятся из памяти поэта картины, увиденные в детстве: рабский, изнурительный труд бурлаков, «лохмотья жалкой нищеты, изнеможденные черты»: О, горько, горько я рыдал, Когда в то Утро я стоял На берегу родной реки И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски!.. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» — это размышления поэта о народе и о тех, в чьих руках находится его судьба. С сочувствием изображается поэтом народ: «Где народ, там и стон…» — и с гневным возмущением — полное равнодушие вельможи, не любящего «оборванной черни»:
Что тебе эта скорбь вопиющая, Что тебе этот бедный народ? Вечным праздником быстро бегущая Жизнь очнуться тебе не дает…
Верой в могучие силы народа проникнуто стихотворение Некрасова » Железная дорога» . Автор изображает непосильный труд рабочего люда, согнанного голодом из своих деревень на строительство железной дороги. Печаль, негодование и восхищение — вот основные чувства, воплощенные в этом стихотворении поэтом.
Печаль по поводу тягостного положения народа, негодование не только против угнетателей, но и против долготерпения, покорности народа — вот что волнует автора. И в то же время восхищение русским народом, способным вынести любые испытания. Поэт верит в будущее России, но сожалеет, что сам уже не увидит этого времени;
…Вынесет все — и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. Жаль только — жить в эту пору прекрасную Уж не придется ни мне, ни тебе.
В стихотворении «Элегия» Некрасов также говорит о бедственном положении народа и определяет высокое назначение своей поэзии:
Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру, неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен.
Наиболее полно авторская позиция по вопросу о назначении поэта и поэзии представлена в стихотворении «Поэт и гражданин» , написанном в форме диалога, но не как столкновение двух противников, а, наоборот, в форме взаимного поиска истинного ответа на вопрос о роли поэта и. назначении поэзии в общественной жизни. Видимо, поэтому в споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений, активной борьбы за эти убеждения. А главная мысль, которая утверждается Некрасовым в этом стихотворении, звучит как призыв: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».
Сопоставление это неожиданно, но не случайно. Два образа — истязаемой крестьянки и музы — сливаются в один, и он становится для Некрасова постоянным. Правдиво и глубоко изображает поэт судьбу простой русской женщины в стихотворении «Тройка» , ее горькую участь и тяжкие испытания, выпавшие на ее долю:
И схоронят в сырую могилу, Как пройдешь ты тяжелый свой путь, Бесполезно угасшую силу И ничем не согретую грудь.
Поэзия Некрасова отразила все богатство и лучшие качества русского народа: его мудрость, культуру, особенности характера, нравственные силы, духовное богатство, а также глубокое чувство любви к родине, к своей земле, к природе. Яркость красок, романтические Мотивы лирики, связь природы с жизнью крестьянина, его трудом, надеждами, мечтами — характерные особенности картин русской природы в поэзии Некрасова. Поэт не перестает восхищаться простором своей Родины, богатством ее природы: Чуть не полмира в себе совмещая, Русь широко протянулась, родная! Много у нас и лесов, и полей, Много в отечестве пашен, зверей!
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» картины природы усиливают, подчеркивают душевное состояние героев — тоску или радость, тревогу, душевный подъем и т. д. Таким образом, более чем за тридцать лет творческой деятельности Некрасов внес достойный вклад в развитие русской поэзии. С его именем в умах многих поколений читателей связывается целая эпоха в русской литературе. С его именем вошло в литературу что-то особенное, что не устарело с годами, а развивалось и углублялось.
Это особое чувство народности и гражданственности, новые поэтические открытия, нашедшие отражение в поэзии Блока и других поэтов XX века.
Основные мотивы лирики Н. А. Некрасова