Основные мотивы лирики Жуковского
Наша газета уже печатала среди ученических работ планы-конспекты учеников на определенные темы. Предлагая вниманию читателей еще две работы девятиклассников , хочу подробнее сказать о том, в чем смысл подобного задания. Когда две-три темы, посвященные одному писателю или одному произведению изучены в классе, стоит предложить ученикам написать по одной из тем план-конспект. В этом плане должны быть основные тезисы к теме, раскрытые не очень подробно, и цитаты к каждому тезису. По сути дела, такой план — главный шаг к сочинению .
Кроме того, планы-конспекты можно предлагать на один ряд тем, а Сочинения давать на другие, тогда количество «сделанных» тем будет больше. Разумеется, грамотность в работах этого рода тоже проверяется. Излишне говорить, что предлагаемые планы более удачны, чем работы других девятиклассников, но явно не совершенны. Мне хотелось просто предложить еще одну форму работы.
1. Жанровая тематика. Элегия, песня, романс и дружеское послание — основные жанры поэзии Жуковского. На материале элегии Жуковский прежде всего разрабатывал русский поэтический язык.
Элегия особенно привлекает его своей тематикой, уже закрепленной общеевропейской традицией: погружением во внутренний мир, мечтательным и мистическим восприятием природы. Здесь я хочу сказать о стихотворении «Море»: море — воплощение души лирического героя. Как море, так и лирический герой, стремится «из земныя неволи» к небесам.
Под внешним спокойствием скрываются смятение и тревога.
2. Поэтический синтаксис, музыкальный принцип. Слова в поэзии Жуковского ориентированы на то, чтобы пробуждать эмоциональный опыт читателя. И это напоминает о принципах классической музыки. Музыкальная организованность песен и романсов Жуковского очень велика.
Жуковский разрабатывает чисто песенную систему восклицаний, обращений. Недаром стихотворения Жуковского часто перекладывались на музыку: возможность музыкальной интерпретации для них органична, заложена в самой их основе. Такие повторы, как:
Что молить неумолимых? Возвращу ль невозвратимых?
Кто мог создание в словах пересоздать? Невыразимое подвластно ль выраженью? ………………………………………………………. Сие присутствие Создателя в созданье… —
Тоже работают на музыкальность.
Размер стихотворения также играет важную роль. «Море» написано двустишиями, и при чтении появляется ощущение, что каждое двустишие — словно прибой волн. Размер стихотворения «Вечер»: первые три строки в каждой строфе написаны шестистопным ямбом, остальные — четырехстопным. Это создает определенный ритм.
В стихотворении «Воспоминание» 1816 года Жуковский использует сквозную рифму: «воспоминанье-позабыть».
Стихотворения Жуковского написаны по музыкальному принципу, то есть важен смысл не каждого слова; важнее поток слов, отсюда множество многоточий, строфы редко отделяются друг от друга, чаще между ними стоит запятая. «Поток» стихотворения воплощает поток поэтических чувств, единый музыкальный поток.
Характерно в этом отношении то, что Жуковский называет свое стихотворение «Невыразимое» отрывком, хотя не собирался дописывать его. Это стихотворение представляет поток душевной жизни, и каждая попытка выразить свое восприятие мира будет лишь частью, потому что нельзя выразить величие, красоту и «душу» природы полностью.
3. Двоемирие и связь с другим миром, мотив завесы.
Для Жуковского мир разделен на Здесь и Там. Здесь — это земное, низкое, а там — это небеса, чистое, светлое, незыблемое, то, к чему мы все стремимся.
Тянет тебя из земныя неволи Далекое светлое небо к себе…
Идеей двоемирия пронизано все творчество Жуковского: в «Вечере» другой мир — это тайная, мистическая жизнь в образах природы; в «Море», в «Лалле Рук», в «Я музу юную, бывало…» — это небеса, а здесь — это «подлунная сторона…», в балладах другой мир — это мир потусторонних сил; в «Сельском кладбище» — мир загробный, и память — единственная связь с тем миром.
Мнил я быть в обетованной Той земле, где вечный мир; Мнил я зреть благоуханный Безмятежный Кашемир…
Прохожий, помолись над этою могилой; Он в ней нашел приют от всех земных тревог; Здесь все оставил он, что в нем греховно было, С надеждою, что жив его спаситель-Бог.
Там поют согласны лиры; Там обитель тишины; Мчат ко мне оттоль зефиры Благовония весны; Там блестят плоды златые На сенистых деревах; Там не слышны вихри злые На пригорках и лугах.
Есть лучший мир; там мы любить свободны; Туда моя душа уж все перенесла; Туда всечасное влечет меня желанье; Там свидимся опять…
В сем мире без тебя, оставленный, забвенный, Я буду странствовать, как в чуждой стороне…
«Голос с того света» — само название говорит об идее двоемирия: «Я в стороне свиданья…», «все земное совершила…», «в какой предел из мира перешла…», «здесь, сколь ваш прекрасен свет…»
«Песня»: «где-то лучший край…», » Там весна живет…», «там, в долине рая…», «жизнь иная…»
«Путешественник»: «там в нетленности небесной все земное обретешь…», «неизвестное…», «все, что мило — мнится — Там…», «небо светлое с землею…»
Жуковский ощущает Зыбкость этого мира, мира низшего, и он не привязан к нему так, как, например, Державин. Здесь — это мир земной, низший, ничто в нем не вечно, отсюда туманность, неясность.
«Сельское кладбище»: «в туманном сумраке…»
«Вечер»: «склонись задумчиво на пенистые воды…», «туманный вечер…», «как зыблется твой блеск на сумраке лесов…»
«Желание»: «озарися, дол туманный; расступися, мрак густой…»
«Путешественник»: «даль по-прежнему в тумане; брег невидим и далек…»
Связь с другим миром. Тема посредника между небом и землей. Связь с другим миром осуществляется по-разному: в стихотворениях «Лалла Рук», «Я музу юную, бывало…», «Таинственный посетитель» поэту является вестник с неба, в «Светлане» молодая девушка хочет узнать о своем будущем у потусторонних сил через зеркало.
Мотив отражения : море, река, ручей — все, что отражает гармонию небесного мира, есть посредник между небом и землей. «Вечер»: «и в зеркале воды…», «в реке дубравы отразились…»
«Море»: «ты чисто в присутствии чистом его: ты льешься его светозарной лазурью, вечерним и утренним светом горишь, ласкаешь его облака золотые и радостно блещешь звездами его».
«Рыбак»: «не с ними ли свод неба слит прохладно-голубой…»
В стихотворении «Невыразимое» Жуковский сопоставляет эти два мира: земной, мертвый, и дивную природу. Всю лексику стихотворения можно поделить на две колонки.
Земной, мертвый: земной, мертвое, с усилием, обессиленно, безмолвствует, подвластно ль, хотим удержать.
Дивная природа: дивною, небрежною и легкою свободой, красоту, согласила, живое, небу тихому летящих, пожаре пышного заката, яркие черты, легко, мысль крылата, блестящей красоты.
Мотив завесы. «Таинственный посетитель»: «неведомого края под волшебной пеленой…», «сквозь покрывало неземным казался он… Снят покров…», «к нам, как ты, она из рая два покрова принесла: для небес лазурно-ясный, чистый, белый для земли…», «кто-то светлый к нам летит, поднимает покрывало и в далекое манит».
«Лалла Рук»: «светлый завес покрывала оттенял ее черты…», «нам туда сквозь покрывало он дает взглянуть порой…»
4. Сакрализация и очеловечивание природы.
Жуковский — первый русский поэт, сумевший не только воплотить в стихах реальные краски, звуки и запахи природы — все, что составляет ее «материальную» красоту, но наделить природу чувством и мыслью воспринимающего ее человека. Пейзаж в поэзии Жуковского — «пейзаж души», природа окрашена в лирические чувства автора: «приятна…», «тихая…», «стенанье соловья…» ; «рогов унылый звон…» . Для Жуковского человек — часть природы, а природа живая и одушевленная.
«Вечер»: «как слит с прохладою растений фимиам…» Фимиам — здесь запах. По сути, как может быть запах слит с температурой, с прохладой? Но «фимиам» рождает ассоциации с божественным, священным.
«Рыбак»: «душа полна прохладной тишиной…» — тоже, казалось бы, как может быть душа полна прохлады и тишины? У Жуковского же прохладная тишина символизирует душевную тоску, «в нем вся душа тоски полна…» Тишина — это тишина реальная и тишина душевная. О природе Жуковский говорит самым сакральным, религиозным языком: «святые таинства…», «пророчеством великого виденья…», «величественный час…», «вечернего земли преображенья…»
«Что наш язык земной пред дивною природой?», «Но льзя ли мертвое в живое передать?» Природа жива, дивна, язык же наш мертв. И попытка мертвым языком сказать о бесконечности живой природы будет бесплодна. «И лишь молчание понятно говорит…» — нельзя выразить словами дивную природу. «Море»: «ты живо, ты дышишь, смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты…» — море наделено жизнью, душой, чувствами. Оно противоречиво, как и человек.
Вопросительные интонации наиболее свойственны поэзии Жуковского, ведется диалог с природой, так как природа у Жуковского одушевленная. «Море»: «Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь?»
5. Тема перехода, перетекания, изменения состояния.
Тема перехода. Вечер — переходное состояние от дня к ночи. В поэзии Жуковского вечер в природе — вечер жизни.
С этим связан мотив угасания в природе и множество глаголов, обозначающих движение: «померкнули…», «последний луч…», «умирает…», «потухшими…», «угасает…», «бледнеет…», «усталой…», «медлительной…», «задумавшись…», «исчезает…», «и взоры тусклые, на веки угасая…», «движет…», «льешься…», «бьешься…», «волны подъемлешь…».
Вечер и закат — излюбленное время Жуковского.
Перелив чувств. Здесь я бы хотела сказать о стихотворении «Воспоминание» 1816 года.
О будь же, грусть, заменой упованья!
Способность грустить — ценное чувство, до Жуковского этого не писал никто, собственно, в это время зарождается психологическая лирика. Надежду, упованье заменяет грусть, «отрада нам — о счастье слезы лить!» Чувства противоречивы, многозначны.
Противоречивость: воспоминание нежеланно, мучительно, приносит страдания, но мысль о том, что я могу их забыть, приносит еще большие страдания.
Несчастье — об вас воспоминанье, Но более несчастье — вас забыть!
6. Тема поэзии. Поэзия — это дар, которым обладают немногие. Жуковский не обращал свой труд к широкой аудитории, как Карамзин или Крылов, он писал «Fu..r Wenige».
И вдохновение летало с небес, незваное, ко мне; На все земное наводило животворящий луч оно…
…Лишь порой он навещает нас с небесной высоты…
О песни, чистый плод невинности сердечной! Блажен, кому дано цевницей оживлять Часы сей жизни скоротечной!
Связь творчества с небом. Поэт творит лишь в те минуты, когда Бог посылает ему вдохновение. Таким образом, вдохновение — это дар Бога, Музы.
Я музу юную, бывало, Встречал в подлунной стороне, И Вдохновение летало С небес, незваное, ко мне… ……………………………. Но дарователь песнопений… ……………………………. Или навек моя утрата И вечно арфе не звучать… …………………………….
Но все, что от времен прекрасных, Когда он мне доступен был… ……………………………….. Кладу на твой алтарь священный… …………………………………
Иль в тебе сама святая здесь поэзия была?
Благодатный посетитель Поднебесной стороны… ……………………….. А когда нас покидает В Дар Любви у нас в виду… ……………………….. Посетил, как упованье; Жизнь минуту озарил…
7. Гений чистой красоты.
Эта красивая формула впервые появилась у Жуковского.
Кладу на твой алтарь священный, О Гений чистой красоты!
Ах! Не с нами обитает Гений чистой красоты…
8. Тема прошедшего, минувшего.
Ничто не проходит бесследно, но прошлое вместе с тем невозвратимо.
Его желанного возврата Дождаться ль мне когда опять?
Друг, на земле великое не тщетно; Будь тверд, а здесь тебе не изменят; О милый, здесь не будет безответно Ничто, ничто: ни мысль, ни вздох, ни взгляд. Не унывай, минувшее с тобою…
9. Тема ранней смерти.
Могила юноши, мотив скоротечности жизни.
Эти мотивы присущи элегии вообще. Здесь пепел юноши безвременно сокрыли; Что слава, счастие, не знал он в мире сем, Но музы от него лица не отвратили, И меланхолии печать была на нем.
Едва расцвел — и жизнь уж разлюбил И ждал конца с волненьем и тоскою; И рано встретил он конец, Заснул желанным сном могилы… ……………………………………… Он дружбу пел, дав другу нежну руку, — Но верный друг во цвете лет угас…
Один — минутный цвет — почил, и непробудно, И гроб безвременный любовь кропит слезой. Другой… О небо правосудно!..
Мотив утраты.
«На смерть А. Т.»: «без тебя, оставленный, забвенный…»
О братья! О друзья! Где наш священный круг? Где песни пламенны и музам и свободе?
Где Вакховы пиры при шуме зимних вьюг? Где клятвы, данные природе, Хранить с огнем в душе нетленность братских уз?
Здесь речь идет об утрате друзей, о разрушении братства. Об этом же говорится в стихотворении «Воспоминание» 1816 года.
Переход в иной мир — всегда благо. В балладе «Лесной царь» иной мир — мир прекрасный, и переход в него — всегда благо.
Надежда сладкая! Приятно ожиданье! — С каким веселием я буду умирать!
Тема сна — смерти.
«Сельское кладбище»: «повсюду мертвый сон…», «спящих здесь…», «сном непробудным спят…», «мертвых сон под мраморной доскою…», «спокойно спят под сенью гробовою…»
«Певец»: «ты спишь, тиха твоя могила…»
Тема сна — видения.
Милый сон, души пленитель…
Бывалых нет в душе видений…
Снят покров, любви не стало; Жизнь пуста, и счастье — сон.
Мотив загробной встречи.
Увидимся опять; во гробе нам судьбой назначено свиданье!
10. Тема судьбы, жребия.
С этой темой связана также тема пророчества: «над тихой юноши могилой…» — здесь Жуковский говорит о самом себе, но таким образом он предсказал раннюю смерть А. Тургенева и сумасшествие Радзянки. Эти строки имеют автобиографический аспект:
С Минваною унылой Придет сюда Альпин в час вечера мечтать Над тихой юноши могилой!
Минвана и Альпин — условные имена влюбленных, символизирующие Жуковского и Машу Протасову, историю их несчастливой любви.
…Того ль, несчастный, я от рока ожидал!
…Но жребий сей цветок прекрасный могиле приготовил в дар…
…Пускай рабы сует их жребий унижают… ………………………………………………. …На всех ярится смерть — царя, любимца славы, Всех ищет грозная… и некогда найдет; Всемощныя судьбы незыблемы уставы: И путь величия ко гробу нас ведет! …………………………………….. Угрюмою судьбой для них был затворен, Их рок обременил убожества цепями… ………………………………………. И твой ударит час, последний, роковой…
11. Тема странника в сем мире.
Прискорбный, сумрачный, с главою наклоненной, Он часто уходил в дубраву слезы лить, Как странник, родины, друзей, всего лишенный, Которому ничем души не усладить.
Но в мире он минутный странник был… ……………………………………….. Твой век был миг, но миг унылый, Бедный певец!
12. Мотив священной дружбы.
О радостях души, о счастье юных дней, И дружбе, и любви, и музам посвященных…
О милых спутниках…
Это стихотворение пронизано темой дружбы, которая представлялась всегда теплым, нерушимым союзом.
…Я тебя бессмертным почитал… Святая благодать да будет над тобою! Покойся, милый прах… ……………………………………….. …На пепел Твой священный!
Ах! Нежная душа, природу покидая, Надеется друзьям оставить пламень свой; И взоры тусклые, навеки угасая, Еще стремятся к ним с последнею слезой; Их сердце милый глас в могиле нашей слышит; Наш камень гробовой для них одушевлен…
13. Мотив ушедшей молодости.
К протекшим временам лечу воспоминаньем…
Сей миновавшего привет , Сие шепнувшее душе воспоминанье О милом радостном и скорбном старины…
14. Тема света, мотив высоты.
«Море»: «далекое светлое небо…», «светозарной лазурью, вечерним и утренним светом горишь…», «ясное небо…»
«Я музу юную, бывало…»: «светлых вдохновений…», «светит мне твоя звезда…»
«Таинственный посетитель»: «для небес лазурно-ясный…», «кто-то светлый к нам летит…»
«Вечер»: «по светлому песку…», «блеском озаренны…», «о тихое небес задумчивых светило…», «солнце, восходя, по рощам голубым спокойно блеск свой разливает…», «светила возрожденье…»
«Лалла Рук»: «гость прекрасный с вышины…», «светлый завес…», «склоняла взор умильный с высоты…», «под сиянием венца…», «навещает нас с небесной высоты…»
Основные мотивы лирики Жуковского