Основные мотивы поэзии Н. А. Некрасова
Некрасов был самым демократическим поэтом второй трети XIX в. Его поэзия, совершенно народная и по духу и по форме, выражала мысли и чувства передовых революционных кругов общества. Какую бы тему ни брал поэт, под его пером она наполнялась высоким гражданским содержанием, призывом к борьбе за свободу и раскрепощение человека.
Тема любви к Родине проходит через все творчество Некрасова. «Мать-отчизна», «Родина-мать», «Матушка Русь» — такими теплыми словами называл Россию поэт. Где бы ни был Некрасов, какая бы пышная и дивная природа его ни окружала, в сердце он всегда носил «врачующий простор» родной земли. Только родная сторона вдохновляла его поэзию:
Не небесам чужой отчизны — Я песни родине слагал!
Отношение Некрасова к родине близко лермонтовской «странной любви». Русь Некрасова — «убогая и обильная, могучая и бессильная». Двойственность чувства определяется тем, что поэт с трепетом и восторгом воспринимает природу, красоту родной земли, любуется «разливом гордых рек», «живой степью», «любимым лесом», но ненавидит «зрелище бедствий народных», произвол властей, бесчеловечность крепостного быта. С горечью поэт восклицает:
Не может сын смотреть спокойноНа горе матери своей.
Никто не вынес такого сурового приговора крепостнической России, как это сделал Некрасов в стихотворении «Родина».
Любовь к Родине постоянно сопровождается гневом и ненавистью к угнетателям народа. Некрасов «любил, ненавидя». Патриотизм его всегда был связан с жаждой социальных перемен, итогом которых станет народная счастливая и свободная Русь.
Тема Родины продолжается в теме трудового народа. Навсегда врезалась в память Некрасова картина страшного нечеловеческого труда бурлаков. Великая русская река Волга стала «рекою рабства и тоски», а образ бурлака — сквозным в поэзии Некрасова .
Рабский подневольный труд изобразил поэт в стихотворении «Железная дорога». Со всех концов России согнали крестьян на строительство железной дороги, оторвав от семей, от хозяйств, и без того захудалых и жалких. Люди
… надрывались под зноем, под холодомС вечно согнутой спиной. Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли и мокли, болели цингой.
Среди многотысячной толпы строителей дороги особенно выделяется «высокорослый больной белорус». Его образ так выразителен, что приобретает почти символическое значение собирательного, обобщенного образа трудового народа.
Некрасов — сам действующее лицо в стихотворении. Это он, автор, рассказывает Ване всю правду о строительстве железной дороги, о том, что не генерал, а народ построил ее на своих костях. Скорбна песнь землекопов, это не песнь даже, а плач. В ней раскрывается все народное горе, невыносимые муки рабского труда. Эта песнь-плач существует лишь в воображении поэта: так ее могли бы спеть погибшие, замученные, те толпы мертвецов, что тянутся за поездом.
Это неспетая песня и потому еще более трагичная.
При всем драматизме стихотворение заканчивается оптимистической уверенностью в народных силах, в той мощи, которая неизбежно приведет к свободе, пусть даже это будет не скоро:
Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную — Вынесет все, что господь ни пошлет! Вынесет все — и широкую, яснуюГрудью дорогу проложит себе. Жаль только — жить в эту пору прекраснуюУж не придется — ни мне, ни тебе.
Трудовая Россия представлена в стихотворении «Размышление у парадного подъезда». Державному Петербургу с пышным парадным подъездом противопоставлены крестьяне-ходоки, надеявшиеся найти справедливость у царского сановника. Некрасов с болью рисует рабскую покорность крестьян, которые четыре часа простояли с непокрытыми головами, а их не пустили даже на порог.
И они, не возмущаясь, уходят. Это вызывает горькое восклицание поэта:
Где народ, там и стон… Эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил…
Поэт показывает тщетность поисков правды у власть имущих, призывает народ добиваться самому справедливости, ибо он «сеятель и хранитель» родной земли.
Большое место в поэзии Некрасова занимает мотив обездоленности русской женщины-крестьянки. Красавица, обреченная на непосильный труд, она «отцветает, не успевши расцвесть» . От рождения ей предписана горькая судьба, «долюшка русская, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать!» .
Трагедия матери, потерявшей сына, замученного солдатчиной, раскрывается в стихотворении «Орина, мать солдатская».
Образ «величавой славянки» создал Некрасов в поэме «Мороз, Красный нос». Поэт любуется красотой, гармоничностью крестьянки:
Я видывал, как она косит:Что взмах — то готова копна!
Она терпелива, вынослива. Труд — основа ее жизни, он определяет отношение к людям:
В ней ясно и крепко сознанье, Что все их спасенье в труде…
Дарья ни минуты не бывает праздной. Вся ее жизнь — это цепь беспрерывно выполняемых работ. Этот круговорот продолжается из года в год. И ее муж Прокл тоже трудится не покладая рук, до самой смерти:
Уснул, потрудившийся в поте! Уснул, поработав в земле!
В героях поэмы «Мороз, Красный нос» Некрасов воплотил народный идеал душевной и физической красоты, воспел крестьянский труд, опоэтизировал его как основу жизни.
Традиционная для русской литературы тема поэта и поэзии Некрасовым решается как тема гражданского предназначения. В стихотворении «Блажен незлобливый поэт…» Некрасов противопоставляет двух писателей. Один живет «без печали и гнева», льстит, пишет только о красоте; другой своей «карающей лирой» говорит правду, что вызывает ненависть тех, кто правды боится:
Его преследуют хулы:Он ловит звуки одобреньяНе в сладком ропоте хвалы, А в диких криках озлобленья.
В стихах Некрасова не однажды возникал образ Музы . Его Муза — «сестра народа», «муза мести и печали», иссеченная кнутом. Она зовет к мщенью. Ее песни полны скорби, тоски и жалоб.
Муза Некрасова принимает «терновый венец» мученицы, потому что «не восхваляет глупцов», не поет им «сладких песен».
Поэтическое кредо Некрасов выразил в стихотворении «Поэт и гражданин», написанном в форме диалога. Поэт должен разделять судьбу отчизны. Он не может уходить от борьбы, служа любителям «изящного» и либеральным «мудрецам». В стихотворении отразилась борьба между сторонниками «чистого искусства» и сторонниками гражданской позиции поэта:
С твоим талантом стыдно спать, Еще стыдней в годину горяКрасу долин, небес и моряИ ласку милой воспевать.
Принципам гражданственности и суровой правды Некрасов следовал всю жизнь. Главная мысль, которая утверждалась Некрасовым: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».
В «Элегии», которая близка по смыслу пушкинскому «Памятнику», Некрасов говорил о выполненном им долге поэта-гражданина:
Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру, неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
Круг поэтических интересов Некрасова был довольно широк — тема Родины, народной жизни, крестьянского труда, городская тема, назначение поэзии. На все поэт смотрел через призму гражданственности, явившись подлинным выразителем национального сознания русского народа.
Основные мотивы поэзии Н. А. Некрасова