Основные темы, образы и приемы в «Итальянских хрониках» Ф. Стендаля
Один из первых реалистических романов карьеры во французской литературе. Для молодого незнатного провинциала Жюльена Сореля, наделенного недюжинным умом и честолюбием, ступенями к возвышению становятся любовные связи — сначала с женой преуспевающего провинциального буржуа г-жой де Реналь, а затем с дочерью крупного сановника времен Реставрации Матильдой де Ла-Моль. Однако, завоевывая женщину путем цинично-расчетливой стратегии, Жюльен в конце концов искренне и глубоко увлекается ею и не может более контролировать свое чувство.
Это приводит его к катастрофе: в страстном порыве он совершает покушение на жизнь г-жи де Реналь и кончает жизнь на эшафоте . Художественный эффект романа вытекает из контраста между страстной и искренней натурой героя и лицемерием, к которому он вынужден прибегать в своих попытках добиться успеха в обществе.
Кристаллизация чувства, внутренний монолог героя, внутренние споры, самоаналаз героя, проблема бессознательного.
Своим учителем считал фран. философа Дестюта де Траси . Его работа «Идеология» наука об идеях. Он полагал, что все поступки человека обусловлены к его стремлению к счастью, идея личного и общественнго интереса: человеку присущ личн. интересн ,но он живет в обществе.
И его счастье зависит от общественной жизни, или среды.
Опираясь на это Стендаль разраб «идею погони за счастьем». Это ис-во добродетели, добытой своим логическим мышлением. Разработал типы характеров .
Если бы геори «Кр. И черн.» жили в другой стране, например, все было бы по-другому, можно достичь с помощью своей добродетели опираясь на0Самопознание, которое Анри Бейль называл «эготизмом», сочетается у него со стремлением скрыть свою личность — отсюда переплетение в его книгах своего и чужого опыта, оригинального и заимствованного текста , сложная игра масками и псевдонимами, главный из которых — «Стендаль» впервые появился в 1817 в заголовке книги «Рим, Неаполь и Флоренция».
Полюбившаяся Стендалю с юности Италия воспринималась им как страна сильных страстей и прекрасного искусства. Характеры итальянцев всегда особенно интересовали Стендаля » Итальянские хроники» воспроизводят разные формы страстей. » Ванина Ванини», входящая в них, изображает судьбу двух разных, но сильных натур. Писатель соединил то, что стало основной приметой его романов: политическое событие и человеческий характер . Эта новелла стала как бы прообразом романов Стендаля. В ней намечены конфликты страсти-любви, страсти — честолюбия .
Любовь к свободе здесь борется с любовью к женщине .
Стендаль изобрел истинное достоинство, которое не может быть отмечено никаким орденом, покупаемым за деньги — это смертный приговор борцу за свободу родины. Все это будет развито позже, в » Красном и черном»: в образе Матильды, Жюльена Сореля, графа Альтамиры, а так же в » Пармской обители»: в образах Сансеверины, Фабрицио дель Донго, Клелии Конти, Ферранте Пала. Создавая практически романтический ореол вокруг главного героя Пьетро, Стендаль как реалист строго детерминирует черты его личности: страстность обусловлена тем, что он итальянец, национальностью героя объясняет автор и то, что после поражения он становится религиозным и считает свою любовь к Ванине грехом, за который он этим поражением наказан.
Социальная детерминированность характера и убеждает героя — любимого и любящего — предпочесть родину любимой женщине.
Дочь патриция Ванина выше всего ценит любовь. Она умна, выше своей среды по духовным запросам. «Несветскость» героини и объясняет оригинальность ее характера. Однако, ее незаурядности хватает лишь на то, чтобы во имя своей любви послать на смерть 19 карбонариев. Каждый из героев новеллы Стендаля по-своему понимает счастье и по-своему отправляется на охоту за ним ( » Я беру одного из людей, которых я знал, и говорю себе: этот человек приобрел определенные привычки, отправляясь каждое утро на охоту за счастьем, а затем придаю ему немного более ума». В основе его искусства лежит опыт.
С. Убежден, что нет » ни совершенно хороших, ни совершенно дурных людей». Человек определяется тем, что он понимает под » счастьем», т. е. целью своей жизни и средствами ее достижения.)
Реалистически детерминируя яркие, как у романтиков, характеры, Стендаль строит такой же сложны сюжет, используя неожиданности, исключительные события: побег из крепости, появление таинственной незнакомки. Однако «зерно» сюжета — борьба венты карбонариев и ее гибель — подсказано писателю самой историей Италии 19 века. Так в новелле переплетаются тенденции реализма и романтизма, но главенствующим остается реалистический пинцип социально-временной детерминированности. В этом произведении Стендаль показывает себя мастером новеллы: он краток в создании портретов .
Стендаль уверенно создает новеллистическую интригу, полную внезапных поворотов, а неожиданный новеллистический финал, когда карбонарий хочет убить Ванину за предательство, которым она гордится, и ее замужество умещаются в несколько строк и становятся той обязательной неожиданностью, подготовленной в психологической новелле внутренней логикой характеров.
Основные темы, образы и приемы в «Итальянских хрониках» Ф. Стендаля