• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Cочинения по литературе > Особенность пушкинской сказки

 

Особенность пушкинской сказки

Коренная особенность пушкинской сказки — ее тональность: веселая, задорная, озорная. С первых стихов сказки мы слышим эту ироническую интонацию:

Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве. Жил-был славный царь Дадон… Ждут, бывало, с юга,- глядь, Ал с востока лезет рать! Справят здесь,- лихие гости Идут от моря. Со злости Инда плакал царь Дадон, Инда забывал и сон. Что и жизнь в такой тревоге!

Стих интонирован под бытовую, разговорную речь, и она принадлежит не Пушкину, а рассказчику. Проблема рассказчика важна и в народных сказках. Одни и те же тексты, записанные от разных сказителей, значительно отличаются друг от друга. Еще более это различие выступает в устном исполнении — в интонации, в определенных смысловых акцентах. Пушкин написал литературную сказку — он не подражал народной и не имитировал ее. В то же время она программно фольклорна. Фольклорен образ петушка и Дадона — типичного плохого царя сказок. Фольклорна устойчивая фразеология — «…В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, Жил-был славный царь…»,

Улыбнулась — и с поклоном Его за руку взяла и в шатер свой увела. Там за стол его сажала, Всяким яством угощала, Уложила отдыхать На парчовую кровать

Фольклоризм и в раскрытии народнопоэтического сознания, народной морали — осуждение старика сластолюбца и царя, нарушившего обещание. Народ не только в сказках, но и в пословицах с осуждением и презрением говорит о тех, кто слова своего не выполняет: «Будь слову своему господин», «Попятчику да будет стыдно», «Обещать — дело господское, исполнять — холопское», «Сулиха проманихе (недаехе) родная сестра» и т. д.

Непосредственно эта связь с народным творчеством раскрыта в образе сказочника. Мы его не видим, но хорошо слышим. Рассказ о плохом царе, о царе, нарушившем обещание, убившем человека, который помог ему, выручил и беды, о царе, проявившем черную неблагодарность, откровенно выражает отношение рассказчика к этому царю, мы слышим насмешку, иронию, веселую уверенность в неминуемом наказании отступника и сластолюбца. Из (того активного отношения к злу и вырастает образ сказочника-рассказчика. Ему принадлежит склад сказки, сказ свой он ведет песенно-плясовым стихом (четырехстопным хореем). Оттого в «Сказке» рождается музыка, и она становится важным компонентом повествования. Веселая тональность сказа раскрывает оптимизм сказочника, его веру в торжество добра, презрение К бездельству царя и его присных. Сказочник-рассказчик позволял Пушкину смотреть на явления жизни, на важные для него политические и нравственные проблемы глазами народа.

Пушкин написал сказку о плохом царе. Тема царей занимала центральное место в творчестве Пушкина последнего периода. О Екатерине II он писал в «Истории Пугачева», а потом в «Капитанской дочке». О Петре — в «Медном всаднике», «Истории Петра» и в «Пире Петра Первого», о Дуке и правителе Анджело — в поэме «Анджело». В «Сказке о золотом петушке» рассказывалось не просто о плохом царе, но и о царе, нарушившем слово, не выполнившем обещания. Появление сказки закономерно в эволюции пушкинских убеждений и его изменившегося отношения к просвещенной монархии. «Сказка о золотом петушке» закончена осенью 1834 года, но задумана и начата она в болдинскую осень 1833 года. Это тоже важно учитывать.

Состарившийся царь Дадон не может управлять царством, не может справиться с постоянно нападающими на царство врагами. Для охраны от нападений пришлось содержать «многочисленную рать», но и она не помогла отразить «лихих гостей», вторгшихся в царство с разных сторон. Попавший в беду Дадон обращается за помощью к «мудрецу, звездочету и скопцу». Тот дарит ему золотого петушка, который, сидя на спице, будет предупреждать о готовящемся нападении врагов.

По логике же «Сказки» дело не в том, чтоб выяснять, зачем звездочету девица, а и выполнении обещания! Потому звездочет и отвергает нее другие предложения и настаивает на выполнении условия обещал исполнить первую мою волю — выполняй: «Не хочу я ничего! Подари ты мне девицу…» Тут и наступает кульминация — демонстрация деспотизма, неблагодарности царя: «Плюнул царь: «Так лих же: нет! Ничего ты не получишь». И при этом, по царской логике, звездочет и оказывается виноватым: «Сам себя ты, Грешник, мучишь». Звездочет вновь напоминает, что речь идет об исполнении обещания:

Старичок хотел заспорить, Но с иным накладно вздорить; Царь хватил его жезлом По лбу; тот упал ничком, Да и дух вон. Вся столица Содрогнулась…

Действия Дадона носят разоблачительный характер: он сам раскрывает деспотизм царской власти. Характерно, что эпизод убийства звездочета повторяет и ситуацию, и вывод, которые были в стихотворении «Моя родословная», написанном в 1830 году:

Упрямства дух нам всем подгадил: В родню свою неукротим, С Петром мой пращур не поладил И был за то повешен им. Его пример будь нам наукой: Не любит споров властелин.

«Моя родословная» — глубоко автобиографическое стихотворение. Рассматривая свою жизнь через призму истории, Пушкин констатировал: «Упрямства дух нам всем подгадил: В родню свою неукротим…» «Сказка о золотом петушке» тоже несет в себе автобиографическое начало, и оно так же связано с «неукротимым духом» поэта в его отношениях с царем. Как и его пращур, он в 1834 году тоже, «не поладил» с Николаем I. Оттого, рассказывая о споре звездочета с Дадоном, Пушкин написал о том, что выстрадал: «Но с царями плохо вздорить». Несомненно, это — сознательное сближение со стихами из «Моей родословной»: «Не любит споров властелин». «Моя родословная» с этими стихами напечатана не была. Стих в «Сказке» — «Но с царями плохо вздорить» — пришлось изменить. Жизнь требовала разговаривать с царями с все возрастающей смелостью, но споров Николай I не терпел, «Сказка о золотом петушке» написана о плохом царе, и в нее органически вошел и личный опыт Пушкина из его отношений с Николаем I.



Особенность пушкинской сказки

Другие сочинения по теме:

  1. Исследование «Сказки о золотом петушке» Долгое время исследование «Сказки о золотом петушке» сосредоточивалось на поисках сюжета и образца в народном творчестве, которому Пушкин, написавший сказку,...
  2. Сказочные произведения Пушкина на примере «Сказки о царе Салтане» В 1830 году Пушкин начинает писать сказку о медведихе «Как весенней теплою Порой», оставшуюся незавершенной. В 1831 году закончены «Сказка...
  3. Язык «Сказки о царе Салтане» Язык «Сказки о царе Салтане» богат живописными глаголами и скуп на эпитеты. Тем значительнее выступает в контексте их традиционный характер:...
  4. Сюжетное развитие «Сказки о царе Салтане» В 1831 г. Пушкин создал «Сказку о царе Салтане». Пушкин учитывал специфику законов фольклорного творчества, в котором главным является понимание...
  5. Политические идеи пушкинской «Вольности» В петербургский период лирика Пушкина особенно вбирает в себя свободолюбивые политические идеи и настроения. Первым значительным произведением после выхода из...
  6. Литературные Сказки. Иван Франко «Крашенная Лиса» Цель: познакомить учеников с тяжелым детством И. Франко, раскрыть его как писателя-сказочника, осветить аллегорию сказки, ее мораль; усовершенствовать навыки выразительно...
  7. Организация сюжета в жанре волшебной сказки Мотивы в сюжете не могут располагаться произвольно, они соединяются в определенном порядке: один вытекает из другого и предсказывает появление третьего....
  8. Творческий анализ пушкинской лирики после 1825 года Восстание 14 декабря 1825 г. застало Пушкина в Михайловском. Весть о поражении декабристов, среди которых было много его друзей, глубоко...
  9. Образ главного героя в сказке сказки «Конек-Горбунок» Сила сказки в глубоко жизненном раскрытии образа Ивана. В нем выразилась самая суть сказочной истории, вся полнота реализма Ершова. С...
  10. Тематический и жанровый диапазон пушкинской лирики Новая проблематика требовала новых способов и средств для своего художественного выражения. Однако необходимо было время для их формирования. В творческом...
  11. История царевны из «Сказки о мертвой царевне и семерых богатырях» Почему-то таких историй в сказках много. Например, такая самая история у Белоснежки. Злая мачеха была у Белоснежки. Такое же самое...
  12. Сборник «Сказки моей матушки гусыни, или истории прошлых времен с поучениями» В печати сказки Перро стали появляться с 1691 года, а в 1697 году они составили сборник «Истории, или Сказки прошлых...
  13. Генетический анализ художественного произведения В современном литературоведении процесс создания литературного художественного произведения называют генезисом текста, т. е. творческой историей произведения. «Традиции (как общекультурные, так...
  14. Сатирическая направленность сказки «Конек-Горбунок» Сказка «Конек-Горбунок» известна всем — от мала до велика, и каждому возрасту она нравится по-своему. Ребенка занимает внешний ход событий,...
  15. Поэзия «пушкинской плеяды» Поэты пушкинского окружения — это, прежде всего те, кого по старой традиции называют «Пушкинской плеядой». Обозначение это, однако, условно, и...
  16. Сказки второй Болдинской осени Осень 1833 г. стала кульминационной для сказок Пушкина и одновременно обозначила в его творчестве кризис литературной сказки как вида. В...
  17. Стилистическая система романтической лирики в пушкинской поэзии Одним из стихотворений, знаменующих собой начало романтизма в пушкинской лирике, была элегия 1820 г. «Погасло дневное светило…». 24 сентября 1820...
  18. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Проблематика Художественные особенности Гиперболизация. В классе можно организовать коллективный разбор сказки «Медведь на воеводстве», так как она является переходным мостиком к изучению «Истории...
  19. Бабушка (персонаж сказки Ш. Перро «Красная Шапочка») Бабушка (Mère-grand) — персонаж сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» (1697), крестьянка, жившая отдельно, в другой деревне, от дочери (см. Мать)...
  20. «Сказки матушки Гусыни» Шарля Перро «Сказки матушки Гусыни» — такое название получил сборник сказок, изданный в 1697 году французским писателем Шарлем Перро, придворным поэтом Людовика...
« Человек должен бороться до последнего («Последний дюйм»)
Как ответить на вопрос о жанре «Войны и мира» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения