Особенности барочного искусства на примере творчества Педро Кальдерона
Педро Кальдерон де ла Барка, испанский драматург, родился 17 января 1600 года в Мадриде. Он принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Учился в колледже и в Саламанкском университете. С начала 1620-х годов стал известным в Мадриде как автор пьес для театров, а с 1625 г. полностью отдался литературной деятельности. В 1637 году его приняли в рыцарский орден Сантьяго. В 1638 и 1640 годах Кальдерон принимал участие в военных действиях, которая вела Испания. После смерти своей любимой и несовершеннолетнего сына в 1651 году стал священником и получил почетную должность придворного капеллана при королевском дворе, продолжая при этом писать пьесы. Глубокий знаток философии, права, истории и теологии, Педро Кальдерон де ла Барка последние годы жизни жил одиноко.
В 1680 году он составил перечень своих произведений, который включал 111 комедий и 70 ауто (одноактных пьес с прологом и интермедией, которые завершались танцами и музыкой). На это время известны 120 комедий, 78 ауто и 200 пьес малых жанров. Умер драматург 25 мая 1681 года. Педро Кальдерон де ла Барка как драматург представляет школу Лопе де Веги. Но, в отличие от своего предшественника, Кальдерон назначал свои пьесы для постановки не в небольших театрах и на городских улицах, а в придворном театре, где можно было использовать сложную технику и пышные декорации, разнообразные световые эффекты и музыкальное сопровождение. Поздние пьесы Кальдерона больше напоминают оперу, чем драматический спектакль.
Основная тема творчества Кальдерона — разногласие между человеческой судьбой и провидением, с одной стороны, свободы личности и требований общества, с другой. Человек у Кальдерона свободный и вместе с тем зависимый. Жанровая принадлежность произведений Кальдерона разнообразная: среди них есть «комедии интриги», «драмы чести», народно-героические, религиозные драмы, драмы на мифологические и исторические сюжеты. Известнейшая пьеса Кальдерона «Жизнь — это сон» (1635?) включает элементы религиозно-философской драмы, драмы чести и даже комедии интриги (характерный мотив: женщина, переодетая мужчиной, преследует неверного любовника). В ней Кальдерон старается найти ответы на вопрос: что такое человек и как свободно он может решать свою судьбу, каким должен быть «совершенный правитель», благодаря которому в мире, где действуют разнонаправленные силы, все-таки поддерживается мир и согласие?
Главный герой драмы, принц Сехизмундо, по приказу своего отца, с детства был заключен в башне, сооруженной в глухом и недоступном для людей месте. Отец, король-звездочет Басилио, поверил в пророчество звезд, согласно которого его новорожденный сын должен был стать тираном. Когда Сехизмундо вырос, отец, решив проверить правдивость пророчества, приказал усыпить сына и перенести его во дворец, наделив его на некоторое время королевской властью. Но к роли правителя Сехизмундо не был готов. Получив долгожданную свободу, он начал вести себя, подчиняясь исключительно своим инстинктивным желаниям, уничтожая все, что стоит мешает их осуществлению.
Тогда слуги Басилио снова усыпили его и перенесли назад в башню. Он не в силах был понять, где проходит граница между его реальным существованием и сном. Осознав на собственном опыте истинность мысли о том, что «жизнь — это сон», Сехизмундо духовно перерождается и становится готовым к тому, чтобы достойно сыграть роль короля, которую ему наяву, а не во сне предлагают восставшие подчиненные Басилио. Взойдя на престол на волне народного гнева, Сехизмундо жестоко подавил восстание, сдержал собственные желания, отказался из государственных соображений от бракосочетания с любимой девушкой и помирился с отцом. Так в мире восстанавливается порядок, которого более всего желали современники Кальдерона.
Перерождение героя заключается в том, что он понимает необходимость отказаться от соблазнов земной жизни ради жизни вечной. В последнем своем монологе он говорит:
Итак, я убедился В том, что все счастье человеческое, В конце концов, как сон, минует, И я хочу воспользоваться Счастьем тем, что время дарит… (Пер. Литвинец)
В драме «Жизнь — это сон» воплотились художественные особенности барочного искусства: подчеркнутая контрастность, которая воплощается прежде всего в противопоставлении (дворец — башня; человек — зверь; свобода — неволя и т. п.); пышная, даже чрезмерная метафоричность, которую видим, например, в монологе Росаури в начале произведения. В этой драме автору удалось выразить с чрезвычайной глубиной не только свои убеждения, а и мировоззрение всей эпохи, которую он представлял. В ней утверждается характерная для эпохи барокко мысль о течении и изменчивости земной жизни.
Особенности барочного искусства на примере творчества Педро Кальдерона