Особенности драматического конфликта в пьесе Генриха Ибсена «Кукольный дом» (диалог с учителем)
Пьеса норвежского писателя-драматурга Генриха Ибсена «Кукольный дом», можно сказать, является самым известным произведением в нашей стране, из написанного им. Действие пьесы происходит во второй половине XIX ст. Изображенные в ней события опираются на реальные, происходившие в семье писательницы Лауры Килер, знакомой Ибсена. Когда начинаешь читать произведение, то и благополучный красивый дом, и его жители, и их жизни — все это совсем не кажется кукольным или выдуманным. Здесь кипит жизнь и бурлят настоящие страсти. И чем дальше углубляешься в водоворот событий, становишься свидетелем непростых родственных отношений, начинаешь ощущать и превосходство чувств, и неискренность отношений. С добрыми намерениями Нора прибегает к вранью. Почему?
Она хочет помочь больному мужчине, и не хочет беспокоить больного отца, поэтому по поддельному векселю получает деньги в банке. Потом, отказывая себе во всем, постепенно выплачивает долг втайне от мужчины. Мне кажется, эта ситуация фальшивой и неправильной: если мужчина и жена любят друг друга, то между ними не должно быть секретов. Очевидно, Нора не ощущала искренности в чувствах мужчины, если боялась ему сознаться. Так и вышло. Узнав обо всем, Хельмер, который только недавно называл свою женщину «птичкой» и «белочкой», уже называет ее преступницей, которая разрушила его жизнь, не считаясь с тем, что Нора старалась для него. Почему же он не хочет понять свою «куколку»?
Сижу и думаю. В голове разные мысли. Целый клубок мыслей-антагонистов. Одна мысль противоречит другой, хочется сказать много, а вот как — еще не знаю. Я будто слышу, как Вы, Светлана Александровна, не захотите со мной согласиться, и я начинаю с Вами спорить. Разрешите?
— Поему ты, Сергею, выбрал это выражение для эпиграфа? Ведь именно этой темы он прямо не касается — здесь речь не пойдет о главной героине драмы, о Норе.
— Так, здесь не о Норе, но такова моя позиция.
— Какая?
— Такая, что женщина должна быть женщиной. Она призвана беречь семейный очаг, думать о детях, заботиться о мужчине.
— Так ты не понял сути пьесы. Нора заботилась о мужчине. Но он это не понял и не оценил.
— Я это знаю.
— Если знаешь — объясни.
— Объясняю. Нора для того, чтобы лечить своего мужчину, подделала подпись на векселе и могла покупать ему лекарство, присматривать за ним. Она хотела оградить мужчину от тех проблем, которые хотела решить для него сама. Мужчина не знал о ее поступке, а когда узнал, пришел в негодование, что она его обманывала, и назвал ее лицемерной женщиной, и что она такая же легкомысленная, как и ее отец.
— Правильно. Ты вышел на драматический конфликт пьесы. В чем он заключается? Судя по избранному эпиграфу — пойдешь ты, Дроботенко, «не в ту степь». Ты хочешь сказать, что Нора безумная, так как она бросает своего мужчину, детей, что она не бережет того, что у нее есть?
— А разве не так? Богатая женщина, обеспеченная. Мужчина ей только и говорит «звездочка моя», «куколка моя». Он готов ради нее — цитирую: «поставить на карту свою жизнь и кровь».
— Но это же только третье действие. Дальше читал?
— Читал. Ясно, что Хельмер тоже не повел себя по-человечески. Он будто какая-то истеричка, начинает обливать грязью свою «куколку». У него, как у делового бизнесмена, сразу возникает план действий: Нора не имеет права воспитывать детей, так как она аморальна, но в людских глазах они должны сохранить видимость приличной семьи.
— Представляешь себе, как чувствует себя при этом Нора?
— Ясное дело… Тем более, что Крогстад возвращает долговые бумаги, и теперь камень падает с плеч мужчины Норы. Но его волнуют не ее чувства, а собственное положение. Он спасен! Так, эгоистически. Он — на первом месте, а Нора будто при нем. И Торвальд будто делает великодушный жест — прощает свою жену.
— Вижу, что хотя и намудрил, но что-то знаешь. Думай и пиши.
— А я еще хочу сказать!..
— Пиши-пиши, — сказали Вы и пошли дальше.
А дальше уже будто и сказать ничего. Думаю. О драматическом конфликте… XIX столетия. Положение женщины было не таким, как теперь. Женщина должна была сидеть дома и воспитывать детей, у нее не было права решать какие-то особые проблемы. А Нора не хотела беспокоить больного отца, и по подделанному векселю получила деньги в банке. Потом вместо того, чтобы новые платья себе покупать, постепенно долг выплачивала, но мужчина об этом не знал. Мне кажется, здесь ситуация непростая: если мужчина и жена любят один другого, то между ними не должно быть секретов. Тем более, что Нора тратит деньги на мужчину. Когда он узнал правду, то сначала пришел в негодование. И правильно. Нора же обманывала его — и это нормальная реакция мужчины. Другое дело, что здесь сразу вылезает из него «грязь», которой он обливает Нору и уже этим унижает себя. Недостойное поведение. Это точно. А Нора тоже оказалась с характером! Это теперь так заведено: поссорились — развелись. А тогда женщина не имела права оставлять семью, тем более троих детей. В конце пьесы она перестает быть «куклой», «соловушкой», она в полный голос говорит о своем человеческом достоинстве, о своем праве быть человеком. Это неожиданно для Торвальда. Это еще нужно «переварить».
Такие конфликты Г. Ибсен вынес на сцену. Писатель не побоялся заговорить о положении женщины в тогдашнем обществе, о ее праве на собственную точку зрения, о ее равных правах с мужчиной. Это было совсем новым для норвежской да и для всей мировой драмы. Ибсен начал строить новый театр, куда зритель должен был прийти не отдыхать, а думать. И еще одна особенность Ибсена — он оставляет финал открытым.
Так до конца и не поняло — это пошла Нора или нет? Двери только приотворены и через них виднеется детская комната.
Возможно, Нору остановит ее материнская обязанность? Воображаю, как зрители выходят из театра: немного неудовлетворены, что театральный вечер испорчен. Дома долго ворочаются в своих кроватях и, в конце концов, начинают говорить, приходить в негодование, иногда и соглашаясь с тем, что увидели на сцене. Именно этого и хотел автор — призвать зрителей к участию в обсуждении проблемы. Пусть дискутируют, спорят, но только не умирают духовно, пусть не будут пассивными! Кажется, Ибсену это удалось. Он поднял голос за свободного человека, за то, чтобы никто не был просто игрушкой, куклой в чужих руках. Но Сенека тут как тут. Нора — мудрая женщина, и она все-таки должна остаться вместе со своими детьми. Да и мужчина может ее понять. И тогда дом и семья не будут разрушены.
Так как он всегда относился к ней как к своей собственности, кукле, игрушке, и никогда не считал ее личностью. Нора пронзительно начинает понимать свое положение — когда-то она была куколкой-доченькой для отца, теперь она куколка-жена… она понимает, что даже к своим детям относится, как к куклам. В конце пьесы Нора уже перестает быть «куклой», «соловушкой», она на полный голос говорит о своем человеческом достоинстве, о своем праве быть человеком. Это неожиданно для Торвальда, так как конфликт благополучно закончился и «куколка» должны заниматься своими обыденными делами, дальше жить.
Действительно, дом Хельмеров — «кукольный», так как он построен на неискренних отношениях, вранье, недоразумениях, недопонимании. Такие конфликты Г. Ибсен вынес на театральную сцену. Писатель не побоялся заговорить о положении женщины в тогдашнем обществе, о ее праве на собственную точку зрения, о ее равных правах с мужчиной. Это было совсем новым для норвежской да и для всей мировой драмы. Ибсен начал строить новый театр, куда зритель должен был прийти не отдыхать, а думать. И еще одна особенность Ибсена — он оставляет финал открытым. Так до конца и не понятно — это пошла Нора или нет? Двери приоткрыты и через них виднеется детская комната. Возможно, Нору остановит ее материнская обязанность? Я думаю, автор хотел призвать зрителей к участию в обсуждении проблемы. Пусть дискутируют, спорят, но только не умирают духовно, пусть не будут пассивными! Кажется, Ибсену это удалось. Он поднял голос за свободу человека, за то, чтобы никто не был просто игрушкой, куклой в чужих руках, чтобы общество состояло не из «кукольных», а настоящих, крепких домов, где властвуют любовь и искренность, взаимопонимание и уважение.
Особенности драматического конфликта в пьесе Генриха Ибсена «Кукольный дом» (диалог с учителем)