Особенности эволюции героев рассказов А. П. Чехова
Однажды Горький сказал оттворчестве А. П. Чехова: «Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней. Никто до него не умел так беспощадно, правильно нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины. Большинство своих повестей и рассказов А. П. Чехов посвящает изображению «футлярной жизни» и людей, которые примирились со своим мещанством, пошлостью и привыкли жить в постоянном страхе перед многообразием жизни. В конце 90-х годов А. П. Чехов создает так называемую «Маленькую трилогию», объединившую три рассказа: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». В рассказе «Крыжовник» А. П. Чехов пишет о человеке, у которого была одна-единственная мечта в жизни — стать владельцем имения и есть «не купленный, а свой собственный крыжовник».
Ценой многих лишений герой осуществляет свою мечту и под старость приобретает имение. Писатель показывает, как сытое и спокойное существование уродует душу человека. Герой рассказа, который когда-то вообще боялся иметь собственное имение, теперь «приобрел самомнение самое наглое, произносит одни только истины и таким тоном, точно министр». Кроме того, он разъелся, «того и гляди хрюкнет в одеяло».
В рассказе «О любви» помещик Алехин повествует о себе самом — о том, как он и его любимая женщина не решились пойти на встречу своей любви, отступились от нее. И это все — ради спасения имения, которое постепенно убивает в Алехине все живое. Для достижения краткости Чехов нередко прибегает к «рассказу в рассказе». Например, в «Крыжовнике» и «Человеке в футляре» этот прием помогает добиться объективности в изображении. В «Человек в футляре» писатель рисует человека, которому не нужен этот мир, у него есть свой.
Там все облачено в чехол, покрыто оболочкой внутри и снаружи. Вспомним, как выглядел Беликов: «даже в очень хорошую погоду он ходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате,… даже лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник». Настоящее вызывало у Беликова истинное отвращение, он «всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было». Даже профессия его — преподаватель греческого языка — соответствует беликовскому мировоззрению: она как бы относит нас на много веков назад, в далекое прошлое.
А его мышление? Оно тоже все закупорено, зашито. Беликов даже мысль свою прятал в футляр: «Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь». Почему? Да потому, что в запрещении все четко, определенно, понятно.
Все в футляре, ничего нельзя! Вполне естественно, что эту робкую «серую мышку» никто не любит, да и от него никто любви не ждет. Но даже в таком человеке просыпаются какие-то чувства. Пусть они очень слабенькие, можно сказать, «еще в самом зародыше», но они есть. И возникают эти чувства по отношению к Варваре Саввишне Коваленко, сестре нового учителя истории и географии.
Но и тут Беликов «прячет голову в песок»: «Варвара Саввишна мне нравится, … и я знаю, жениться необходимо каждому человеку, но… все это знаете ли произошло как-то вдруг… Надо подумать». Даже свадьба Беликова должна быть строго «регламентирована», а то женишься, а потом, чего доброго, попадешь в какую-нибудь историю».
Однажды Варя видит его падающим с лестницы. Эти потрясения пробивают футляр, а для Беликова это равносильно смерти в прямом смысле слова. Но когда учитель греческого умирает, создается впечатление, что именно ради этого момента он и жил: «Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что его наконец положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет». Да, Беликов не выйдет, но «сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!» В рассказе «Ионыч», героем которого является Дмитрий Ионович Старцев, Чехов исследует процесс духовной капитуляции человека перед темными силами обыденности.
Дмитрий Старцев назначен врачом в земскую больницу. Он хороший врач, честно выполняет свои нелегкие обязанности: проводит год «в трудах и одиночестве», не имея свободного часа. Это юноша с идеалами и желаниями, он терпеть не может картежников, алкоголиков, хрипунов — обывателей города. Долгое время Страцева раздражали жители города со «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом». В разговоре «о политике или науке» обыватель становиться в тупик или «заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти».
Скоре Дмитрий влюбляется в Екатерину Ивановну Туркину. Это чувство оказалось за все время его жизни в городе «единственной радостью и последней». Уже к тридцати шести годам герой превратился в Ионыча — ожирел, потерял совесть и стал похож не на человека, а на языческого бога. Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно.
Он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить. Подкрадывается постепенно и «моральное ожирение». Он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Беспросветным будущим веет от его слов, когда он получает письмо от Екатерины Ивановны. «Он прочитал письмо, подумал и сказал Каве: — Скажи, любезный, что сегодня я не могу приехать, я очень занят.
Приеду, скажи, так дня через три». Что же волнует Ионыча в конце жизни? Главным развлечением доктора, в которое он втянулся незаметно, мало-помалу, — по вечерамлюбоваться на денежные купюры, а когда денег стало слишком много, — рассматривать дома, предназначенные к торгам.
Чехов приходит к выводу, что все начинается с маленьких, казалось бы, простительных недостатков в характере и поведении человека: меркантильности, мелочности, раздражительности, непоследовательности в своих убеждениях, неспособности их отстаивать, а заканчивается полной духовной деградацией.
Особенности эволюции героев рассказов А. П. Чехова