Особенности импрессионистической прозы Владимира Винниченко
Время состоит из моментов. Мы незаметно проходим мимо одних, при воспоминании о других сердце начинает тревожно колотиться, некоторые запоминаем навсегда. И нет четкого алгоритма, почему происходит именно так. Иногда доверчивый взгляд, горячее дыхание, неуловимый аромат, который кружит в воздухе… Условия, место встречи, твой социальный статус — все это суета: есть лишь ощущения и эмоции — извечная загадка человечества. Возникая в определенный, они ослепляют глаза, завладевают сознанием, лишают нас возможности говорить. А когда пламя угаснет, мы уверенны, что тепло его будет согревать нас всю жизнь.
Произведение «Момент» Владимира Винниченко — новатора в украинской прозе и драматургии — отображает тот отрезок времени, которое невозможно забыть. Внешние события, близкие для бывшего политзаключенного В. Винниченко, становятся лишь грунтом, на котором расцветает впечатлительный цветок любви-счастья.
Импрессионистическая форма изложения, эмоциональность и психологизм произведения заставляют читателя в полной мере ощутить то, что переживал главный герой произведения, который должен был немедленно пересечь границу. Наилучшее время для задуманного — темная ночь, но у него нет выбора, и потому «могут убить». Еще одна необычность — пересечь границу он должен вместе с, как оказалось потом, «знакомой в прошлой жизни» незнакомкой.
Экстремальность ситуации, момент на границе жизни и смерти, восприятие окружающей среды на эмоциональном уровне, состояние героя — спокойное, уравновешенное, ненапряженное, словно затишье перед бурей. Он не только видит и ощущает такую мелочь, как соломинки, которые кололи лицо во время переезда, запах дерюги, которым когда-то накрывали огурцы, шорохи сорняка, фырканье лошадки, бездорожье, по которому едет подвода, белые березы, мотыльки. Все это запечатлевается в его памяти с такой силой, что потом, в тюремной камере, он способен воссоздать тончайшие нюансы, очень подробные, но такие важные детали, без которых мир не был бы гармоничным.
Сама природа, которая живет по своим законам, без выдуманных человечеством «паспортов, морали, клише, предоставляет на несколько часов уютный приют двум людям, «загнанным другими людьми», дает возможность полнее раскрыться, ощутить связь с ней, пробудить первоначальные инстинкты, слиться с «великим прекрасным процессом жизни».
Автор умышленно не называет имен героев, мы ничего не знаем об их детстве, жизни, которая заставила их идти по опасному пути. Знаем только главное: они — протестанты по характеру, которые не соглашаются с условиями, которые им навязывает общество. Случайная встреча свела людей, которые, пересекшись лишь раз в жизни, будут всегда носить в душе любимый образ. Циники не поверят в бесконечность этих чувств, а скептики вообще не назовут эти чувства любовью. Возможно, эта любовь кажется обманчивой, нереальной и… временной, но для героя он вечна. Так как нет в мире ничего более постоянного, чем временное. И эту любовь, такую короткую и призрачную, но незапятнанную обыденщиной, незапятнанную грязными руками (а люди часто имеют привычку все портить), он будет носить в душе всю жизнь.
Особенности импрессионистической прозы Владимира Винниченко