Особенности композиции поэмы Блока «Двенадцать»
План
I. Блок — яркий представитель символизма.
II. Композиция — один из важнейших художественных приемов в арсенале поэта.
1. Разнообразие звучания 12 частей поэмы:
А) ломаный, порывистый ритмический рисунок;
Б) развязно-лихие «куплеты»;
В) маршевый ритм патрульных.
2. Различие настроений и восприятий революции.
III. Объективная и полная картина реальности в поэме Блока.
А. А. Блок принадлежит к «серебряному веку» русской поэзии и является ярчайшим представителем такого направления как символизм. В его творчестве переплелась реальность и мистика, страх и радость, ненависть и любовь — но именно таким он видел мир вокруг себя, так отзывалась в его чувствительном сердце сложная эпоха.
Среди художественных средств и приемов особое место занимает композиция, с помощью которой Блок придает особое звучание своим произведениям. Показательна в этом плане непростая, загадочная, полная глубоких символов поэма «Двенадцать», которая посвящена теме революционных событий в России. В сложной игре образов, аллегорий, метафор, в игре контрастов предстает пред нами смятенный мир, взвихренный бурей революции.
Композиция поэмы дополняет ее смысл. Она состоит из двенадцати частей, каждая из которых имеет свой особый ритм и свою мелодику. Здесь есть и ломаный, порывистый ритмический рисунок, как, например, в начале поэмы:
Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек. Ветер, ветер — На всем божьем свете!
Такая ритмика создает ощущение беспокойства, нестабильности.
Дальше появляется лихой частушечный ритм:
Как пошли наши ребятаВ красной гвардии служить — В красной гвардии служить — Буйну голову сложить!
Этот ритм отражает настроение двенадцати революционеров, — удалое, отчаянное.
После такого же развязно-лихого «куплета»:
Запирайте етажи, Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба, Гуляет нынче голытьба!
Внезапно обрывается четкий ритм и звучит странная, мрачная восьмая часть поэмы:
Ох ты, горе-горькое! Скука скучная, Смертная! Ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушкуЗа зазнобушку, Чернобровушку…Упокой, господи, душу рабы твоея…Скучно!
И наконец в финале появляется маршевый ритм, подчеркивающий тяжелый «революцьонный» шаг патрульных:
В очи бьетсяКрасный флаг. РаздаетсяМерный шаг. Вот — проснетсяЛютый враг…
Такое построение поэмы подчеркивает значение символа «двенадцати». А чередование четкого, маршевого и плавающего, ломаного ритма раскрывает нам разницу настроений и восприятий революции разными людьми.
Для создания непредубежденной, объективной и полной картины реальности, для отображения особенной, напряженной атмосферы своего времени Александр Блок использовал весь поэтический арсенал, и композиция поэмы «Двенадцать» стала одним из доказательств высокого мастерства и художественного чутья автора.
Особенности композиции поэмы Блока «Двенадцать»