• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Скачать сочинения > Особенности образа лирического переживания в стихотворении М. Цветаевой «Слезы — на лисе моей облезлой…»

 

Особенности образа лирического переживания в стихотворении М. Цветаевой «Слезы — на лисе моей облезлой…»

Стихотворение, начинающееся строчкой «Слезы — на лисе моей облезлой…», было написано М. Цветаевой 10 февраля 1922 года, накануне ее отъезда из России, и воплощает переживания поэтессы по этому поводу:

Слезы — на лисе моей облезлой! Глыбой — чересплечные ремни! Громче паровозного железа, Громче левогрудой стукотни —

Дребезг подымается над щебнем, Скрежетом по рощам, по лесам, Точно кто вгрызающимся гребнем Разом — по семи моим сердцам!

Родины моей широкоскулой Матерный, бурлацкий перегар, Или же — вдоль насыпи сутулой Шепоты и топоты татар.

Или мужичонка, на круг должный, За косу красу — да о косяк?

Аль Степан всплясал, Руси кормилец? Или же за кровь мою, за труд — Сорок звонарей моих взбесились — И болярыню свою поют…

Сокол — перерезанные путы! Шибче от кровавой колеи! — То над родиной моею лютой Исстрадавшиеся соловьи.

Лирический сюжет данного стихотворения можно схематично представить в следующем виде: слезы — ощущение тяжести заплечной ноши — звук, заглушающий и паровозные гудки, и стук сердца.

Образы звуков складываются из деталей современной жизни и исторического плана . Эти звукообразы сочетаются с «дребезгом» и «скрежетом» и воссоздают ощущение душевного дискомфорта лирической героини.

В первом четверостишии Цветаева указывает на чувства, переполняющие лирическую героиню. Это чувство горечи, которое реализуется и в образе «слез», и в звуковой «перекличке» этого слова со звуковой основой эпитета . Значимо и указание на «качество» меха — «облезлая лиса».

Хотя традиционно с лисой соотносятся хитрость, ловкость и другие подобные качества, в данном случае актуализирована другая ипостась «зооморфного классификатора» — лиса-неудачница, которая постоянно попадает впросак .

Другое чувство, переполняющее лирическую героиню, — это ощущение тяжести:

Глыбой — чересплечные ремни!

Здесь, как нам кажется, конкретизируется образ той «сумочки переметной», которую попытался поднять богатырь в былине «Святогор и тяга земная»:

Наезжает Святогор в степи На маленькую сумочку переметную. Берет погоняку, пощупает сумочку — она не скрянется… Движет перстом ее, не сворохнется…

С названной былиной анализируемое стихотворение М. Цветаевой роднит мотив смерти, реализованный в финале фольклорного текста:

А по белу лицу не слезы, а кровь течет. Где Святогор угряз, тут и встать не мог, Тут ему было и кончение.

«Тяга земная», которая «притягивает» лирическую героиню М. Цветаевой к русской земле, реализуется в образах, представленных в первых двух строфах стихотворения. Это образы преимущественно звукового плана: «левогрудая стукотня» и «паровозное железо», «дребезг» и «скрежет». Как видим, нет однозначности в оценке стремления лирической героини покинуть Родину. Это желание характеризуется как естественное, идущее от сердца , но, с другой стороны, этот образ рассматривается в контексте мифологической оппозиции «правое-левое», где «левое» указывает на слабость и пассивность, связь с темной стороной человека .

Таким образом, сложное чувство лирической героини включает и констатацию невозможности остаться в России, на родине, и одновременно осознание того, что желание эмигрировать лишено жизненных основ.

Звуковые образы «дребезга» и «скрежета» могут вызывать у читателя отрицательные эмоции, усиливающиеся перекличкой названных слов со словом «щебень» . Звуки др — зг — дм — тс — скр — ж — р создают зримое представление о «вгрызающейся» боли лирической героини, «разом по семи… сердцам». Здесь поэт обращается к сакральному числу «семь», которое является символом высших космических начал, символом интеллектуальности .

Но также известно, что в древности число «семь» означало цельность и полноту явления. Это позволяет нам сделать вывод о том, что боль целиком заполняет лирическую героиню.

В третьем четверостишии появляются образы, связанные с Востоком: «широкоскулая Родина», «шепоты и топоты татар», что закономерно вызывает у нас ассоциации с блоковскими «Скифами»:

Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит, глядит в тебя, И с ненавистью, и с любовью!..

Здесь, как и в стихотворении М. Цветаевой, противоречивые чувства наполняют душу лирического героя. В тексте Цветаевой «шепоты и топоты татар» вдоль «насыпи сутулой» связаны с мыслью героини уехать . Образ «татар» как знак татаро-монгольского ига воспринимается нами и как знак дикой, неуправляемой силы. В контексте сказанного очевидно, что мысль об отъезде связана у лирической героини не только с чувством душевного дискомфорта, но и c чувством страха, как при столкновении с природной стихией.

Исходя из выявленной выше семантики образа железной дороги, мы можем говорить, что этот образ воплощает в себе мысль о необратимом движении, о невозможности что-либо изменить в судьбе лирической героини.

В образной системе четвертого четверостишия воплощены те чувства, которые еще больше подталкивают лирическую героиню к движению по железной дороге. Для понимания этих образов необходимо учитывать историческую обстановку, в которой создавался текст. Страна была обескровлена и ожесточена, уничтожается то, что составляет ее будущее:

Но кровопролитие Цветаева рассматривает не только как факт гражданской войны начала XX века, но и как постоянное качество, сопутствующее историческому процессу в России. Поэтому в пятой строфе появляется образ Степана Разина. Образом сорока звонарей лирическая героиня оценивает свою настоящую жизнь как смерть, идет отпевание ее души .

Учитывая значения вышеуказанных образов, можно интерпретировать и финальные образы текста. Противопоставление сокола и соловьев связано с тем, что если первого соотносят с духом света и свободы , то пение последних соотносят как «с радостью, так и с болью» . Возможно, образ «исстрадавшихся соловьев» над «кровавой колеей» связан с надеждой лирической героини Цветаевой на то, что время кровопролития сменится временем любви.

Таким образом, лирическое переживание, воплощенное в этом стихотворении, является сложным чувством, отражающим размышления М. Цветаевой и о своей жизни, и об историческом пути Родины и русского народа вообще. На наш взгляд, без учета исторических, фольклорных и мифологических образов это лирическое переживание не может быть понято.



Особенности образа лирического переживания в стихотворении М. Цветаевой «Слезы — на лисе моей облезлой…»

Другие сочинения по теме:

  1. Особенности поэзии Марины Цветаевой Нежный и бесповоротный Никто не глядел вам вслед- Целую вас — через сотни Разъединяющих лет. Марина Цветаева — одна из...
  2. Особенности лирического героя С. Есенина Без умения видеть мир по-своему, без способности сочувствия, человечности, без искренности и впечатлительности нет поэта. Именно этими качествами и обладал...
  3. Особенности лирического героя поэзии С. А. Есенина Поэзия Сергея Есенина вобрала в себя все приметы сложного и противоречивого времени, в которое выпало жить поэту. Она отразила переживания...
  4. Особенности лирического героя поэзии Есенина «Мои стихи — моя биография», — писал о себе Есенин. Это ощущение нерасторжимого единства бытия и творчества сопутствовало поэту на...
  5. Динамизм образа лирического героя в поэтике Маяковского Очень значимыми в художественном мире Маяковского оказываются гипербола и литота. В них раскрывается и кошмар современной жизни, и вселенское одиночество,...
  6. Ревность в любовной лирике Цветаевой Любовь для Марины Цветаевой была важнейшей частью бытия. Нельзя представить себе героиню цветаевской лирики вне любви. Предчувствие любви, ожидание ее,...
  7. «Глаза» анализ стихотворения Цветаевой Стихотворение «Глаза» было написано в 1918 году, когда первое потрясение Октябрьской революции ушло, люди убедились, что новый строй — надолго,...
  8. Я люблю Пушкіна Цветаевой (цикл М. Цветаевой «Вірші Пушкіну») Цветаева М. І Я люблю Пушкіна Цветаевой (цикл М. Цветаевой «Вірші Пушкіну») Пушкіним не бийте! Тому що б’ють вас — їм! М. Цветаева...
  9. Образ души поэта в лирике М. Цветаевой План 1. Творчество М. Цветаевой. 2. Тема одиночества поэта в лирике М. Цветаевой. 3. Трагичность образа души поэта в лирике...
  10. Анализ стихотворения М. Цветаевой «Мне нравится, что Вы больны не мной…» Ее надменный образ поражал современников экстравагантной простотой. Ее любили и ненавидели, признавая незаурядность ее личности. Мальчишеская походка, голос, похожий на...
  11. Особенности образа рассказчика в одном из произведений русской литературы XIX века «Постепенное проникновение во внутренний мир героя… Во всех повестях одна мысль, и эта мысль выражена в одном лице, которое есть...
  12. «Встреча» анализ стихотворения Цветаевой Почему людям по-разному отмерен жизненный срок? Почему кто-то коптит небо целый век, а кто-то, словно вспышка на небосклоне, проживает короткую,...
  13. «Дикая воля» анализ стихотворения Цветаевой Настроение стихотворения резко, настойчиво выражается еще в его названии. «Дикая воля» — порыв, стремление, не знающее ограничений. Марина Цветаева создавала...
  14. Анализ стихотворения М. Цветаевой «Тоска по родине» У Марины Цветаевой была очень сложная судьба. Несколько лет ей пришлось прожить за границей в эмиграции. Однако свою любовь к...
  15. «Моим стихам, написанным так рано…» анализ стихотворения Цветаевой Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…» было создано известной русской поэтессой и переводчицей Мариной Цветаевой 13 мая 1913 года. В...
  16. Лирика М. И. Цветаевой Войти в художественный мир Цветаевой трудно, подчас невозможно, не понимая первооснов. О них поэт однажды сказала так: «Пушкин был мой...
  17. Анализ стихотворения М. Цветаевой «Молодость» Стихотворение «Молодость» написано в 1921 году. Оно состоит из двух частей. Каждая из них — обращение поэта к уходящей молодости....
  18. Трагичность поэзии М. Цветаевой Жизнь и творчество М. Цветаевой отмечены напряженной трагедийностью. Ее стихия — душевное горение, безмерность чувств, постоянный выход за пределы нормы,...
  19. Краткое содержание «Романа о Лисе» Король зверей лев Нобль устраивает прием по случаю праздника Вознесения. Приглашены все звери. Лишь пройдоха Лис дерзнул не явиться на...
  20. «Стихи к Блоку» Марины Цветаевой Сильно ударила по Цветаевой смерть Александра Блока в 1921 году. Она завершает цикл «Стихи к Блоку», начатый еще в 1916...
« Судьба русского человека в годы войны
После захода солнца краткое содержание »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения