Особенности повествовательной манеры в романе Фолкнера «Шум и ярость»
Принято сопоставлять с Хемингуэем, но если Хемингуэй — космополит, то Фолкнер всегда оставался американским художником, даже региональным .
Борьба Севера и Юга 1860-ых гг. за отмену рабства. В менталитете Юга выстраиваются очень сложные отношения к рабству. Все действия происходят в вымышленном графстве, но через него показывается весь Юг.
Иллюзию целого мира усиливает то, что сюжеты переплетаются, персонажи сквозные.
Фолкнер — пример усложненной прозы.
Первый период. Яркий модернистский художник. Претендует на статус основоположника.
Второй период. Реалист, продолжает традиции социального аналитизма. Вершина — трилогия романов Прием потока сознания. Традиционное восприятие времени как единственной живой силы. Делает тему времени важнейшей философской проблемой.
Произведения глубоко историчны и глубоко личны одновременно. Человек — результат исторического развития, но человек приравнивается к определенному историческому пласту. С позиции Фолкнера есть ТОЛЬКО настоящее.
Длинные предложения — попытка свести прошлое и будущее в один миг. Художественное мышление сформировалось в первую очередь как романное .
«Шум и Ярость» — роман 1929 г.
Принес мировую славу. Носит откровенно экспериментальный характер. Он обнаруживает здесь совершенно новый подход к прозе.
Он изначально лиричен.
Название «Шум и ярость» — отрывок цитаты из «Макбета»: Жизнь — это повесть, рассказанная идиотом, и на самом деле есть лишь Шум и Ярость мира.
Роман начинается с рассказа идиота. Композиция виртуозна — состоит из 4 частей.
1. 7 апреля 1928 г.
2. 2 июня 1910 г.
3. 6 апреля 1928 г.
4. 8 апреля 1928 г.
Три первые части написаны в форме внутреннего диалога. Реконструируются 3 типа потока сознания. Четвертая часть — от лица стороннего наблюдателя = авторская позиция — «путеводитель по всему роману».
Жанровая идея — основы семейного романа. Важнейшая тема — крушение одной типичной южной американской семьи, разрушение патриархальных семейных ценностей. Через историю семьи Компсонов — крушение института семьи и брака всего Юга.
Каждый из 3 повествователей — мужчина .
1. Бенджамин
2. Квентин
3. Джейсон
В первой части главный герой слабоумный, немой. У него день рождения 7-го апреля, ему «уже тридцать лет, как три года» . Эта повествовательная призма чрезвычайно сложна. Сартр: «Память идиота становится окном, через которое открывается воображаемый мир Фолкнера». Бенджи не способен к логическому анализу, но он наделен интуицией.
Хаотический поток сознания идиота становится богатейшим источником для анализа. Бенджи — слепой эгоцентризм невинности. Именно эта «невинность» есть та призма, через которую преломляются характеры, отношения.
Бенджи создает свой мир, центр которого — Кэдди. Именно его история костяк всего повествования. Воплощение представления Фолкнера о неразрывности времени — нет прошлого и настоящего.
Авторских характеристик нет, только детали.
Вторая часть повествователь Квентин. 2-ое июня — день накануне самоубийства. Старший сын. Он и святой, он и грешник, очень ранимая натура. Центр его монолога — Кэдди.
Она — воплощение чести и достоинства, а ее падение — катастрофа. Сюжетный мотив падшей женщины — сквозной . Мотив потерянной чести перекрещивается мотивом грязных штанишек из первой части.
Третья часть — повествователь Джейсон. Квентин — слабовольный дурак, Бенджи — Идиот, Кэдди — шлюха. Начало монолога резко подчеркивает различие между ним и Квентином .
Он прагматик. Крах в потере места от Герберта, в том, что он не учился, в том, что он жил на деньги Кэдди. Квентин — единственное будущее семьи, новое поколение — сбегает с деньгами с актером бродячего цирка.
Четвертая часть. Повествователь — посторонний, он видит то, чего не видят члены семьи. Эта часть — путеводитель, важно: очень полно выстраивается образ дома.
Впервые появляются портретные характеристики.
Такая последовательность — субъективно-личностное повествование, жизнь во всей ее многоплановости с разных точек зрения повышается уровень объективности. Поиск истины на пересечении разных точек зрения очень важен для литературы 20-го века вообще.
В ассоциативной форме показывается падение Старого Юга. Этот роман — первый «том» в истории о гибели Юга.
Особенности повествовательной манеры в романе Фолкнера «Шум и ярость»