Особенности тестирования по предметам литературного цикла
Современное реформирование общего среднего образования предусматривает реализацию принципов гумманизации и демократизации, методологическую переориентацию процесса обучения на развитие личности каждого ученика, формирование его особенностей. Эти тенденции приобрели мощный импульс с вхождением украинского образования в Болонский процесс, который предопределяет адаптацию и переориентацию отечественных образовательных стандартов и моделей на европейские стандарты и модели, в частности переход от традиционных для нашей образовательной системы «программ содержания» к внедренным в 1980-90-х годах в развитых странах мира «программ результата», в которых детально обозначены конкретные государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки школьников.
Западные эксперты отмечают постоянную общемировую тенденцию: «Если раньше внимание отводилось преподаванию, то отныне оно акцентируется на том, что конкретно ученики должны выучить в результате обучения в школе. Ключевой идеей «программ результата» является то, что они направляют процесс преподавания путем более точного описания ожидаемых результатов обучения. Эта модель учебных программ стала очень популярной в 1990-х годах в образовательных реформах многих стран, поскольку давала политикам, родителям и ученикам конкретное представление о том, чего ожидать от школ относительно результатов обучения. Она сделала внешнюю оценку и тестирование релевантнее благодаря общесогласованным ожиданиям, провозглашенным в учебной программе» (П. Сальберг).
Следующим шагом на пути украинского образования к Болонскому процессу стало широкое внедрение Министерством образования и науки Украины внешнего независимого оценивания (ВНО) учебных достижений учеников, сначала с нескольких (приказ № 701 от 13.10.2006 г.), а с 2007-2008 годов всех учебных дисциплин инвариантной составной Типичных учебных планов общеобразовательных учебных заведений, в т. ч. по украинской и зарубежной литературе (приказ № 607 от 13.07.2007 г.). Кроме того, с 2008 года ВНО (а тестирование в нем занимает видное место) сможет вместе с тем заменять и государственную итоговую аттестацию выпускников, и вступительные экзамены в высшие учебные заведения. Поэтому сейчас чрезвычайно актуальной является подготовка украинских школьников к тестированию как важной разновидности педагогических измерений.
С одной стороны, тестирование в процессе преподавания отдельных учебных дисциплин (в т. ч. литературного цикла) для украинского образования становится все более обычным, массовыми тиражами издаются сборники разнообразных тестовых задач, тетради для тестирования, задачи тестовой формы приводят в соответствие непосредственно к учебникам. Но, с другой стороны, упомянутые издания часто грешат грубыми нарушениями научных основ тестологии, задачи в них оказываются не валидными, не дают репрезентативного среза реальных учебных достижений учеников, не привязаны к конкретной шкале оценивания этих достижений, на практике учителя часто путают основные тестологические понятия. Из-за этого тестирование часто приносит не столько пользу, сколько вред, дискредитируя саму идею этой полезной и в целом объективной процедуры педагогического измерения: ученики воспринимают тестирование не как средство оперативной диагностики реального состояния своей образованности, а как очередное наказание оценкой, в образовательных учреждениях и в обществе вообще возрастает уровень тревожности.
Предлагаемые методические рекомендации призваны помочь учителям-словесникам правильно организовывать и проводить тестирование, продемонстрировать положительные возможности использования тестовых задач (задач в тестовой форме) во время преподавания и оценивания уровня учебных достижений учеников, оказывать содействие лучшей подготовке школьников к ВНО по украинской и зарубежной литературе.
Предметы литературного цикла (в частности украинская и зарубежная литература) отличаются от т. н. курсов основ наук, т. е. «точных», формализованных учебных дисциплин (математики, физики, химии и др.) прежде всего, тем, что в своих истоках имеют два разных источника. С одной стороны, они, как и упомянутые «точные» предметы, имеют корни в «высокой науке» — литературоведении. Но, с другой стороны, художественная литература является искусством, органической составной системы искусств, поэтому ее часто называют искусством слова. Такая специфика украинской и зарубежной литературы дает неприятелям тестирования основания для поддержания мифов о том, что якобы искусство и творчество тестами измерить невозможно. Но такая точка зрения является методологически ошибочной по целому ряду причин. Прежде всего, она противоречит реальности. В развитых странах мира предметы литературного цикла успешно тестируются в течение целых десятилетий. Кроме того, любое настоящее творчество не только не противоречит усвоению знаний, а и опирается на них. Относительно предметов литературного цикла это, например, текстуальное знание конкретных литературных произведений, их проблематики, композиции, образных систем, программных теоретико-литературных понятий, фактов истории литературы, биографических сведений о писателях и т. п. В свою очередь, эти (как и любые другие) знания могут быть заложены в тестовые задачи, которые совсем не означают ограничения творчества тестируемых учеников. Ведь, по точному выражению основоположника педагогических измерений американского психолога Эдварда Ли Торндайка, «если что-то существует вообще, то это «что-то» существует в определенном объеме, а потому может быть измеренным».
Вместе с тем следует помнить, что «литература как феномен творчества (искусство слова) и школьная учебная дисциплина имеет существенные особенности, которые отражаются на тестовом оценивании знаний учеников, ведь восприятие литературного произведения является глубоко индивидуальным, наполненным субъективными переживаниями, трактованиями. Литературное образование приобщает учеников к богатствам отечественной и мировой литературы, развивает способность эстетичного восприятия и оценки явлений литературы и отображенных в ней явлений жизни и на этой почве воспитывает эстетичные вкусы, гражданскую и идейно-моральную позиции.
Общеизвестно, что основой изучения литературы в школе является работа над текстом художественного произведения: его восприятие, интерпретация и анализ в единстве формы и содержания, а также усвоение специальных историко-литературных и теоретико-литературных сведений и фактов.
Итак, основными объектами тестового оценивания могут считаться анализ литературных произведений, а также знание и понимание (оценка):
Литературного процесса; содержания литературных произведений; биографических сведений о писателях; теоретико-литературных понятий (терминов).
Особенности тестирования по предметам литературного цикла