Особенности творчества Чехова
Антон Павлович-Чехов — русский писатель, драматург. Писал он в конце XIX столетии, но и теперь, в ХХI веке мы встречаемся с ним часто. Произведения его есть у каждого, кто имеет более или менее приличную библиотеку. Спектакли, поставленные за его пьесами, и сейчас идут во многих театрах, ежегодно проводится театральный фестиваль имени Чехова. Когда пишешь о Чехове-Драматурге, следует вспомнить и о том, что Антон Павлович — мастер «малого жанра». Со временем на основе некоторых собственных рассказов он создал драматические произведения для сценической постановки. Кажется, что Чехов — юморист. Но развлекательный сюжет — это то, что лежит на поверхности. На самом же деле и в рассказах, и в драмах автор описывает реальные проблемы жизни: лицемерие, подлость, жадность людей, убогость и забитость простого люда, низкую культуру. В произведениях Чехом много разных людей: артисты, чиновники, студенты, учителя, врачи, писатели.
Читаешь рассказ или драму Чехова и ждешь, чем же закончится история, но не все произведения имеют завершенный финал. В этом и есть первая особенность творчества Чехова — автор не навязывает собственной мысли. Он не хочет привязывать историю к какой-то конкретной точке, так как считает, что читатель имеет возможность сам включиться в обсуждение темы и сделать собственные выводы. Возможно, выводы будут разные, но это не имеет значения: главное — взбудоражить читателя, сделать из него активного участника если не театральной, то жизненной драмы. В этом плане Антон Чехов — «брат» норвежского драматурга Генриха Ибсена. Ибсен первым начал театральную революцию. Так же, как не понимали соотечественники Ибсена, так в начале не имел успеха Чехов-Драматург. Например, о «Чайке» говорили, что она написана наперекор всем драматургическим правилам, убеждали, что публика еще не готова воспринять непростое символическое содержание произведения.
Театральные критики после провала спектакля (провала, кстати, ждал и сам автор) заявили: «Не чайка, а дичь какая-то!» Москва горячо дискутировала о таланте и отсутствии его в Чехове-Драматурге. И первым осмысливать и понимать новаторскую драматургию Чехова начал Немирович-Данченко. Оказалось, что сценарист Александринского театра просто-напросто не понял пьесы, не дорос еще до ее постановки, поэтому и произошел провал. Немирович-Данченко и Станиславский взялись доказать, что при талантливом подходе скрытые подводные камни Чехова поднимутся на поверхность и заиграет пьеса всеми цветами радуги, заблестит на солнце. И вот — премьера! Публика с замиранием сердца следила за тем, что происходило на сцене. Артисты играли так искренне, что зрителям делалось неловко — будто они подслушивают под дверями чужие секреты. На первый взгляд, в пьесе «Чайка» речь идет о любви — любовными чувствами охвачены почти все. Но если бы героям драмы пришлось выбирать между искусством и любовью, то на первое место они бы поставили искусство. Это для них — основа жизни.
У каждой из действующих лиц есть какое-то свое занятие и определенное место в обществе: Сорин дослужился до уважаемого чина, но теперь в отставке и скучает, Дорн — врач, Медведенко — учитель. Среди них есть две знаменитости — Аркадьевна и Тригорин. Только Треплев неприкаянный «оборванець», «приживала». Но именно к Треплеву возникает больше уважения, чем к другим персонажам. Возможно потому, что мать подвергает критике его пьесу — «это декадентское». Нина говорит, что играть роль в его пьесе невозможно — «нет живых лиц», «умерла любовь». Только Дорн заступается за Треплева, хотя заявляет, что до конца спектакля не понял, «но что-то в ней есть». После прочтения пьесы «Чайка» возникает та же самая реакция: «что-то в ней есть» И это «что-то» нужно отыскать самому…
Или вот «Вишневый сад»: Раневская продает свое имение. Какая судьба ждет ее, брата, детей? Что будет с Фирсом? Этого мы не знаем. Писатель не дает ответов на все вопросы — и только слышится, как рубят вишневый сад. Факт и философия. Включаешь мышление и создаешь дальше: новый хозяин, новые порядки, новая жизнь не только в имении Раневской, но и везде на земле. Так как ничего не бывает постоянным. Жизнь изменяется. Старое отживает, и на смену ему приходит новое. Возможно, оно не лучше, но оно новое и уже поэтому имеет право на жизнь. Кажется, Чехов создает зарисовки из жизни.
Свои драмы он называет комедиями, но наполняет произведения «слезами жизни». Новым в чеховской драматургии также является то, что автор не дает собственной оценки персонажам, его герои неоднозначны, в каждом из них есть и положительное, и отрицательное. Чехов применяет принцип недомолвок, намеков; реплики часто бывают оборванными, но за паузой скрыто многое… Чехов был драматургом-новатором, он писал так, как к нему еще не писал никто. Первым быть всегда тяжело. Но автор верил в свое дело. Никто не хочет быть высмеян публикой, никто не хочет театральных провалов. Каждому грезятся переполненные залы, аплодисменты, цветы…
Чехов прошел и через провалы, и через аншлаги. На его судьбу пришлись и шквал критики, и елейная похвала, но драматург имел смелость быть оригинальным и неповторимым. Возможно, так как Чехов не старался копировать кого-то, а стремился быть самим собой, писать о том, что ясно и понятно, что волнует, его произведениями зачитываются и в наши дни.
Особенности творчества Чехова