Особенности художественного времени и пространства в произведении «Чума»
Авторская заинтересованность в романе заключается не столько в отображенных событиях и раскрытых характерах, сколько в вопросах философской проблематики. Своеобразно используется в произведении форма высказывания мысли. Во-первых, она не высказывается прямо и открыто через авторские декларации или так называемые лирические отступления. Во-вторых, реализуется не в форме мировоззрения одного из героев, который противопоставляет себя окружающим, а поднимается в виде своеобразного конфликта, борьбы, сопоставления и взаимодополнения разнообразных мировоззренческих точек зрения большой группы персонажей произведения. В романе Камю действует большое количество действующих лиц, значительная часть которых выполняет функции своеобразных героев-идеологов, так или иначе высказывающих и интерпретирующих авторскую мысль. По утверждению многих критиков, все эти персонажи являются своего рода «вторым я» писателя и вобрали у себя черты интеллектуального характера самого Камю и общими усилиями высказывают его философские взгляды.
Одни герои полностью разделяют авторское мнение о необходимости борьбы с бедой, которой охвачен весь город, другие являются их идейными антагонистами, у которых есть своя, особая уверенность в том, чем является для человека чума.
Хотя в романе конкретно называется город, в котором происходят события, которые описаны, почти точно указывается время, все равно прослеживается условность всего изображенного. Обобщение описанных в произведении Камю событий, их отдаленность от конкретных исторических и социальных реалий одновременно помогает языком символических намеков говорить не о каком-то конкретно взятом городе или человеческом обществе, а изображает универсальную модель человеческой жизни и человеческого поведения, которые в равной степени могут касаться как смысла жизни одного человека, так и всего человечества, так как указывают не на временные переменные величины, а на наиболее целостные, ключевые основы человеческой жизни. Камю приходит к идее морального долга одного человека перед другим, что не снимает тезиса об абсурдности мира, но и вносит смысл в концепцию человеческого существования. Носителями именно такой концепции, утверждая ее или отбрасывая, являются все герои романа.
В начале романа жителей волновало только собственное обогащение. Они отдыхали в субботу и воскресенье, в другие дни зарабатывали деньги. В процессе борьбы с болезнью они стали дружнее, старались помочь друг другу. Они чувствовали себя узниками, осужденными на смерть. Если раньше они жилы «серой» и однообразной жизнью, то, когда городом «правила» чума, они объединились и открыли для себя ценности каждого мгновения жизни.
Кроме упомянутых пороков жителей до эпидемии, особенно поражает их равнодушное отношение друг к другу, к красоте и любви. Во время чумы они начали ощущать чужую боль, организовывали санитарные дружины, не заботились о собственном благополучии.
Столкнувшись с бедой, жители Орана поняли основные жизненные истины, необходимые для любого человеческого общества.
Действительно, чума может прятаться везде. Это болезнь, которая, возможно, будет существовать всегда. От нее никто не может быть застрахован. Если человек будет бояться заболеть, так может и произойти. Не нужно впадать в отчаяние! Жестокость и равнодушие к окружающим — тоже разновидность «чумы». Если человечество впустит их в свои души, она возродится и победит. В произведении несколько форм чумы — болезнь тела и болезнь души. Если помнить об этом, эпидемиям болезней, как и войн, можно противостоять. Чума — зло, которое можно победить только добром.
Мы все рискуем заболеть, если не будем помнить о том, что вокруг нас — живые люди. Любую беду могут одолеть только те, кто борется совместно с другими. Соглашаетесь ли вы с мнением, которым начинает свою проповедь священник Панлю: «Братья мои, у вас беда, и вы ее заслужили». Почему нельзя согласиться с этим высказыванием, так как никто из живых не заслуживает подобных испытаний. Хотя, возможно, священник Панлю считает чуму наказанием за равнодушие жителей и их грехи? Особенно нельзя согласиться с тем, что эти слова прозвучали из уст священника. Кому, как не ему, должна быть понятной мораль человеколюбия и великодушия? Разве можно спокойно воспринять смерть многих невиновных, особенно маленького мальчика — сына Оттона? С бедой нужно бороться, а не покоряться ей. Чума — не наказание, а испытание, которое выпало на судьбу жителей Орана.
Во время беды мы должны действовать совместно, помнить друг о друге, помогать друг другу. Нравственность человеческой жизни проявляется в трудных ситуациях, поэтому нельзя забывать о своей душе. Легко жить с мнением, что чужие проблемы тебя не касаются, беспокоиться только о собственном благополучии. Но, только отдавая, ты становишься действительно Человеком. Если человек счастлив в одиночестве, то рано или поздно и в его жизни начнется «черная полоса». Если он никому никогда не помог, найдется ли кто-то, кто захочет помочь ему? Счастье может быть полным, если вокруг все счастливы. Беспокоясь об окружающих, ты можешь надеяться, что и о тебе кто-то будет беспокоиться.
Особенности художественного времени и пространства в произведении «Чума»