Остап Вишня — писатель уникальной популярности
В течение всего своего творческого пути Остап Вишня выступал как талантливый и неповторимый художник, слово которого глубоко проникало в пласты народной жизни и успешно служило его беспрестанному пристрастию. Справедливо будет сказать: творчество юмориста вдохновлялось и окрылялось большим понятием Народ, о чем он оставил искренние свидетельства в своих записях в дневнике. «Каким бы я был счастливым, — записал писатель 15 мая 1949 г. в дневнике, — если бы своими произведениями смог вызывать улыбку, хорошую, теплую улыбку, у народа!
Вы представляете себе: народ радостно улыбнулся!
Но как это затруднительно!»
Ни раз, особенно на склоне лет, Остап Вишня с большой сердечностью говорил об общественном призвании писателя, о верности нашего искусства правде жизни, о любви и уважении к человеку труда. Органику этих размышлений художник подтвердил своим художественным творчеством.
Родился Остап Вишня (Павел Михайлович Губенко) 13 ноября 1889 г. на хуторе Чечва около местечка Грунь Зинькивского уезда на Полтавщине (в настоящее время Охтирский район Сумской области) в многодетной крестьянской семье. Он закончил начальную, потом двуклассную, школу в Зинькове, впоследствии продолжил учебу в Киеве, военно-фельдшердцкую школу, по окончании которой (1907 г.) работал фельдшером, — сначала в армии, а со временем — в хирургическом отделе больницы Юго-западных железных дорог. Но, как вспоминал писатель, он не собирался посвятить себя медицине — поэтому, работая в больнице, старательно «налегал» на самообразование, сдал экстерном экзамен за гимназию и в 1917 г. поступил в Киевский университет; однако скоро оставил учебу и полностью отдался журналистскому и литературному труду.
Для формирования и становления писательского таланта Остапа Вишни большое значение имели определены биографические факторы. Детство юмориста, как уже упоминалось, прошло на Полтавщине, где особенно чувствовались любовь и почет к славным землякам-классикам И. П. Котляревскому и М. В. Гоголю (произведениями последнего будущий писатель увлекался уже в школьные годы); сдетства познавал Павел Губенко все премудрости крестьянского бытия, воочию видел яркие типы людей труда, увлекался их сочным языком, в котором часто отзывалось остроумие народного юмора. Работа в прессе стала своеобразным продолжением, уже на высшем уровне гражданской зрелости, этой ежедневной школы жизни, что ее добросовестный и наблюдательный литератор проходил с действительно исключительной неутомимостью. Молодому журналисту и писателю Остапу Вишне хватало жизненных наблюдений и комичных красок — именно поэтому он чуть ли не ежедневно мог выступать на страницах «Вестей», «Селянской правды» но других изданий с улыбками, фельетонами или и просто с лаконичными въедливыми отзывами на ту или то конкретное событие
Его слово пользовалось необычной популярностью. Выходят одна за другой и сборники улыбок писателя — «Дела небесные» (1923), «Кому веселое, а кому и грустное», «Репейники», «Вишневые улыбки (сельские)» (1924), «Вишневые улыбки крымские» (1925), «Чтоб и хлеб родился, чтобы и скот плодился», «Лицом к селу» (1926), «Вишневые улыбки кооперативные» (1927), «Ну и народ», «Вишневые улыбки закордонные» (1930); двумя изданиями, 1928 и 1930 гг. вышло собрание «вишневых улыбок» (самобытный юмористический жанр) в четырех томах и тому подобное. В целом же в течение десяти лет украинским языком (если принимать во внимание и многочисленные переиздания) появилось около ста книжек вишневской сатиры и юмора, произведений юмориста, печатаются в переводах на русский и другими языками братских народов Советской страны, тираж их достигал, как для того времени, колоссальной цифры…
О. Вишня снискивает признание самобытного мастера сатиры и юмора. Рядом со своими коллегами по жанру — В. Елланом (как поэт-сатирик печатался под псевдонимом Валер Проныра), В. Чечвьянским, П. Капельгородским, С. Пилипенком, Костем Котком, В. Ярошенком, Ю. Вухналем (И. Колтуном), М. Откормышем, П. Ванченком — автор вишневых улыбок теперь активно и плодотворно выступает в литературе. Он остро высмеивает отжившее, чужое и враждебно народу и страстно и последовательно поддерживает побеги нового на производстве, в быту, культуре, в духовном бытии человека, своего современника.
В 1934 г. выдающийся юморист был незаконно репрессирован и смог вернуться к литературному труду лишь в 1944 г. Первым произведением, которое знаменовало возвращение писателя к литературному труду, стала «Зенитка», опубликованная в газете «Советская Украина», 26 февраля 1944 г., — она обошла все фронты, часто читалась по радио, вызывая теплую улыбку у бойцов и тружеников тыла и добавляя им веры в близкую победу над врагом. О. Вишня осуществлял и большую общественную работу. Он принимал участие в деятельности литературных объединений «Плуг» и «Гарт», в организации и редактировании, вместе с В. Голубым, первых двух номеров журнала «Красный перец» (1922) и продолжил труд в этом журнале, когда 1927 г. был обновлен его выход. Известная работа Остапа Вишни в оргкомитете Союза писателей Украины и во Всесоюзном оргкомитете, что осуществляли подготовку к созданию республиканской и союзной писательских организаций. После Великой Отечественной войны О. Вишня — член редколлегии журнала «Перец» и один из активнейших его сотрудников, член правления Союза писателей Украины, других общественных организаций республики, участник многочисленных встреч, с читателями.
Писатель уникальной (не только для Украины) популярности, рекордных — миллионных! — тиражей, произведения которого знали даже необразованные, за что его некоторая прихотливая критика исключала из литературы, а диктаторы — из жизни. Хоть постигла его судьба юмориста-мученика, но и после десятилетней каторги на Печере, словно тот Мамай или Байда, не перестал он «усмехаться» вплоть до смерти.
«Усмешки» Остапа Вишни я полюбил. Полюбил их за то, что они душисты, за то, что они нежны, за то, что они жестоки, за то, что они смешны и в то же время глубоко трагические…
Остап Вишня — писатель уникальной популярности