Остап Вишня — волшебник смеха
Остап Вишня — воистину народный писатель, один из мастеров юмора и сатиры, «волшебник смеха». Сатирик и юморист вырос на грунте устного народного творчества и лучших достижений классической литературы. Он поднял и творчески развил их знаменитые традиции, став писателем-новатором, творцом качественно нового, оптимистичного и воспитательного смеха.
Нельзя без смеха читать его замечательные юморески, такие, например, как «Зенитка» или «Если бы встала моя бабуся». Тонким юмором, который тесно переплетается с нежным лиризмом, наполнены его незабываемые «Охотничьи улыбки». «Охотничьи улыбки» Остапа Вишни — это в самом деле лирические стихи в прозе, где автор возникает перед нами совсем с другой стороны. Мы будто видим Вишню — поэта, который увлекает нас своими неповторимыми «стихами», в которых, конечно же, много юмора и мягкой иронии.
Нельзя забыть лирического юмора из юморески «Открытие охоты» или «Как варить суп из Дикой утки», или «Сом», или «С крякухой на озере», или «Лисица». Эти веселые басенки с их главными героями — веселыми охотниками, охотниками-фантазерами — открывают нам новый замечательный мир, где живут, не мешая друг другу, люди и животные. Наоборот, охотники стараются охранять природу, любят и пташку и зверюшку, и деревце, и цветочек. «Охотничьи улыбки» учат любви к родной природе, к ее волшебным рекам и озерам, к ее бесконечным лесам и полям, к ее незабываемой красоте. Характерной особенностью «Охотничьих улыбок» Остапа Вишни является их тонкий юмор. Только Вишня умеет говорить серьезно о том, что в этом отнюдь не нуждается и, объяснять то, что и так всем ясно и понятно.
Вспомним популярную улыбку «Как варить и есть суп из дикой утки». Оказывается, что на основании многолетних наблюдений и научных исследований один знаменитейший орнитолог доказал, что «дикие утки», кроме базара , водятся еще «по луговым озерам и по камышам…» Это уже будто давно всем известно, но этим и достигается эффект комичного. Далее, оказывается, что для охоты нужно взять ружье.
Патроны и прочее охотничье оборудование: «рюкзак, консервы, огурцы, помидоры, десяток яиц, стопку…» А для чего же стопка? — спросим сразу. И сейчас же слышим лукавый ответ: «…Чтобы было чем выплескивать воду из лодки, когда лодка течет…». Ну как после этого не назвать Остапа Вишню мастером смеха или даже волшебником смеха! Обо всем автор говорит в серьезном тоне, а это создает несоответствие между утверждением и сутью явления.
И это несоответствие вызывает смех. Но наибольшей силы комизм достигает в конце произведения. Все сделано, чтобы «готовить янтарный суп из дикой утки», а здесь «жена или мама, охнув, бросит вам:
«Это же курка, а не утка!.., а Вы авторитетно заявляете: «Это — утка! Теперь все такие утки пошли. Яровизированные… — А почему у нее горло перерезано? — Почему? Почему? Все вам так вот интересно знать!
Летела, увидела, что целюсь, выхода не было, взяла и зарезалась…
В улыбках Остапа Вишни находим сознательное преувеличение изображаемого явления, резкие контрасты между реальным, выдуманным или рассказанным охотником, объединение действительного и фантастического. И нигде юморист не сбивается на карикатурное искажение образа или характера. Поэтому такие легкие, такие смешные его юморески.
Вспомним знаменитейшую «Зенитку». Автор дает рядом с рассказом деда Свирида об участии в партизанской борьбе, о его «соприкосновении» со врагом, еще и изложение ряда бытовых сцен: дружба с кумом и «сражения» со своей женой. Эти «сражения» и является источником смеха.
Яркие контрасты, которые вызывают искренний смех, ценным жемчугом рассыпаны по всему произведению. Таким контрастом являются сравнения бабы Лукерки с «катюшей» — грозным оружием. Когда речь идет о рукопашном наземном бою с Лукеркой, терминология подбирается из языкового арсенала солдата-пехотинца: правый фланг, контратака, прорвала фронт, заранее подготовленные позиции, опорный пункт и тому подобное.
Описывая, как кумовья падают с груши, юморист обращается к лексике солдата-авиатора: ас, пике, штопор, таран, руль поворота, фюзеляж… Невозможно без смеха читать эту замечательную юмореску. В годы войны она вызвала бодрый, оптимистичный смех, который вселял твердую веру в нашу неминуемую победу над врагом; смех, который закалял наш гнев и нашу ненависть.
Остап Вишня — продолжатель лучших реалистических традиций классической литературы. Он глубокий знаток народной жизни, народных дум, порывов, языка, быта, обычаев. Острота писательского видения, политическая зрелость, естественный талант, высокие эстетичные принципы оказывали содействие тому, что он стал настоящим новатором и содержания, и художественной формы украинской сатирической литературы. Это настоящий мастер юмора, который стал творцом нового юмористического жанра — веселой, остроумной, именно вишневой улыбки.
И недаром его еще называют «волшебником смеха», так как несет он людям радость, смех и эстетичное удовлетворение, учит любить родную природу и свою Родину.
Остап Вишня — волшебник смеха