• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Осуждение нравственной слабости в драме Островского «Гроза»

 

Осуждение нравственной слабости в драме Островского «Гроза»

«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий. Н. А. Добролюбов Наверное, не зря мы говорим о нравственной слабости, эгоизме и приспособленчестве. Да, события, описанные Островским, происходили еще в XIX веке. Но, как ни больно об этом говорить, те же черты эгоизма, приспособленчества, нравственной слабости не исчезли из нашей жизни и сегодня.

Снова и снова мы обращаемся к пьесам Островского. Они, эти полные гнева «картинки русской жизни», стали обличением косности, мракобесия, самодурства. С кипящей ненавистью в душе писал Островский о мире тех, кто под маской благочестия угнетает, унижает человеческое достоинство, убивает в человеке человека, личность, воспитывает в его сознании покорность и безмолвие раба.

Это жестокий, страшный мир. Там хозяйничают дикие и кабановы. Могут ли они создать красоту вокруг себя, могут ли дать волю и радость людям? Нет, они только копят тысячи, враждуют друг с другом, разрушая все чистое и прекрасное вокруг. Они всеми силами стараются укрепить старые порядки, противостоят новому, прогрессивному.

Власть денег и безнаказанность привели к тому, что они всюду чувствуют себя хозяевами Перед ними робеют, против них не идут. И живут они «не спеша» в своем тихом городке Калинове, что стоит на волжском берегу. Отправимся и мы туда. Может, разглядим что за высокими заборами, что-то новое узнаем?

Низкое, темное небо. Где-то вдали уже сгущаются тучи. Воздух тяжелый.

Душно и тихо. Ни малейшего ветерка. Как хочется свежести, простора, движения! Невыносима эта тишина.

Природа как будто затаила дыхание… Все ждет грозы, ждет разрядки. Чернее и чернее небо, и уже слышны вдали первые раскаты грома. Вот он, «мир затаенной, вздыхающей скорби, лишь изредка оживляемый глухим, бессильным раскатом, робко замирающим при самом зарождении».

Кто принесет людям весть о том, что скоро разразится гроза? Кто нарушит спокойствие провинциального городка Калинова? Пока жизнь здесь идет своим чередом: по-прежнему прогуливаются жители по городскому саду, по-прежнему вещают странницы,- по-прежнему во всем царят степенность и спокойствие. «Бла-алепие!» — произносит Феклуша. Но благочестивость и добродетель здесь фальшивы: застой, равнодушие ко всем проявлениям красоты, запреты на все желания, самодурство и безразличие, отсутствие элементарного уважения к окружающим.

Потому все просьбы и старания Кулигина остаются безответны. Он мечтает создать перпетуум мобиле, установить громоотвод в городе; труженик, он живет не только для себя — все изобретает что-то для людей. Но его не понимают и не принимают власть имущие калиновцы. «Что я тебе — равный, что ли! — кричит Дикой.- Ишь ты, какое дело нашел важное. Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать…

Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю». Здесь бы и возмутиться Кулигину, подняться до протеста в защиту своего человеческого достоинства.

Но нет: «Я, сударь, маленький человек…» Он сам скажет, что нужно «стараться угождать как-нибудь», иначе «съедят, живого проглотят», поэтому лучшие стерпеть, покориться. Вот она, ограниченность, порожденная общей отсталостью русской жизни тех лет. Совсем иными качествами наделил Островский Тихона и Бориса, Варвару и Кудряша. Каждый из них жаждет счастья, недоволен домостроевским укладом жизни, но протестует по-своему.

Более чуткий и образованный из них Борис. Но он слаб, зависим, безгласен. На какое-то мгновение он встал в положение обвинителя хозяев жизни: «Злодеи вы! Изверги!

Эх, кабы сила!» А силы-то и нет. Даже образованность ему не помогла. Чем он выше Тихона?! Разве он нравственно сильнее мужа Катерины?!

Вот его признание: «Загнан, забит… слабый я человек…» А Тихон вообще разучился жить своим умом, шагу не сделает против воли маменьки; вечно живя под властью этой воинствующей защитницы домостроя, косности, бездуховности, он стал орудием в ее руках. «И на воле-то он словно связанный»,- скажет о Тихоне Катерина. А зачем ему воля? Он ведь ни на что не способен. Эгоистичен в своих порывах , он не может защитить жену, не может подняться выше своего страха и бессилия, хотя, наверное, по-своему любит ее.

Борис тоже не спасает и не спасет Катерину, потому что свои желания не способен доводить до практического результата. «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!» И бежит, оставляя женщину одну. Среда, подчиненная силе диких и кабановых, производит обыкновенно Тихонов и борисов». Они проклинают себя за то, что у них нет воли.

Но не это главное. Главное в другом — у них нет ничего за душою, для продолжения своего существования они должны служить тому же самому Дикому, от которого хотели бы избавиться. Хотели… И ничего не сделали. Успокоились.

Приспособились. А вот Кудряш и Варвара действуют. Но как? Кудряшу ничего не стоит поругаться с Диким, оба они нужны друг другу; он будет доволен, что «отгрызся»: «Я его не боюсь, а пущай же он меня боится». Варвара имеет свои представления о нравственности: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Она научилась лгать, притворяться, считая, что «на этом все держится». Все герои пьесы — жертвы. Их породило «темное царство». Оно исковеркало их судьбы, изувечило их души. Попав в дом Кабановой, мы еще раз убеждаемся в этом.

Здесь забудешь, что есть «вольный воздух на свете»; здесь сольешься «с капризными прихотями и деспотизмом» Марфы Игнатьевны. В слепом стремлении сохранить старые порядки она зашла далеко: неприкосновенными считать только те понятия, которые «она признает хорошими». Постоянно держит в страхе своих детей, заставляет невестку соблюдать «все этикеты старины», «ест ее, как ржа железо», при этом считая себя непогрешимой. Но Катерина нашла в себе силы, чтобы бросить вызов всему «темному царству».

И гибель ее — это осуждение нравственных устоев и хозяев, и жертв, тех, кто не захотел или не смог подняться на борьбу; тех, кто разучился жить своим умом, кто смирился, приспособился; тех, кто попирает человеческое достоинство, кто крепко держится за старину; тех, кто разуверился в своих силах и не видит перед собой будущего. Наверное, не зря говорим мы сегодня об А. Н. Островском. Обличая эгоизм, приспособленчество, нравственную слабость, он все же верил, что придут люди, которые станут «лучами света» и зажгут зарю новой жизни.



Осуждение нравственной слабости в драме Островского «Гроза»

Другие сочинения по теме:

  1. Комическое и ужасное в драме А. Н. Островского «Гроза» А. Н. Островский — один из самых известных русских драматургов 19 века. Его пьесы стали литературной и театральной классикой. Они...
  2. Что сильнее в Катерине — веление сердца или веление нравственного долга? (По драме А. Н. Островского «Гроза»;) Гроза Островский А. Н Что сильнее в Катерине — веление сердца или веление нравственного долга? (По драме А. Н. Островского «Гроза») Драма А. Н....
  3. Протест Катерины в драме А. Островского «Гроза» А. Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара для русского национального театра, по праву считают «певцом купеческого быта»....
  4. Проблема любви в драме А. Н. Островского «Гроза» Драма А. Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году, накануне больших перемен в России. Писателем был создан в драме...
  5. Катерина и Варвара в драме А. Н. Островского «Гроза» Существует два типа людей: одни — это люди, которые привыкли бороться за лучшую жизнь, люди решительные, сильные, другие же предпочитают...
  6. Образы самодуров в драме А. Н. Островского «Гроза» Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще!.. Хороша тоже и Кабаниха. А. Островский. Гроза В своей драме...
  7. Молодое поколение в драме А. Н. Островского «Гроза» Персонажей драмы А. Н. Островского «Гроза», по разным признакам, можно разделить на несколько групп: на представителей «темного царства» и тех,...
  8. Роль второстепенных персонажей в драме А. Н. Островского «Гроза» А. Н. Островского по праву считают отцом русской бытовой драмы, русского театра. Он открыл для русского театра новые горизонты, новых...
  9. Варвара и Катерина в драме А. Н. Островского «Гроза» В 1856 году Островский участвовал в «Литературной экспедиции», организованной Морским министерством с целью изучения быта и нравов приволжских жителей, занимающихся...
  10. ПРОТЕСТ КАТЕРИНЫ В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» А. Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара для русского национального театра по праву считают «певцом купеческого быта»....
  11. Тема вины и возмездия в драме А. Н. Островского «Гроза» Действие драмы происходит в вымышленном провинциальном городе Калинове. Его жители знать не знают других земель и стран. Даже о своем...
  12. Значение второстепенных персонажей в драме А. Островского «Гроза» А. Н. Островского по праву считают певцом купеческой среды, отцом русской бытовой драмы, русского театра. Его перу принадлежит около шестидесяти...
  13. Быт и нравы купечества в драме А. Н. Островского «Гроза» Гроза — явление в природе очищающее и необходимое. Она приносит с собой свежесть и прохладу после изнурительной жары, живительную влагу...
  14. «Темное царство» в драме А. Н. Островского «Гроза»: Дикой и Кабаниха Создается впечатление, будто Калинов отгорожен от всего остального — мира высочайшим забором и живет какой-то особенной, замкнутой жизнью. Островский сконцентрировал...
  15. Сила характера Катерины в драме А. Н. Островского «Гроза» Пьеса Островского была написана в 1859 году, во время подъема революционного движения масс, в эпоху, когда личность вставала на борьбу...
  16. Вопросы и ответы к драме А. Н. Островского «Гроза» Где и когда происходит действие драмы «Гроза»? Какие явления русской жизни в ней отражены? Назовите главных действующих лиц пьесы. Кто...
  17. Образ Катерины в драме А. Н. Островского «Гроза» 1. Образ Катерины в конфликте с «темным царством». 2. Детство главной героини. 3. Замужество и любовь. 4. Разрешение противоречий. Образ...
  18. Катерина и Борис в драме А. Н. Островского «Гроза» Не люблю я эту «сладкую парочку», что бы о ней ни писалось в учебниках русской литературы. По-моему, они подходят друг...
  19. «Темное царство» диких и кабановых в драме А. Н. Островского «Гроза» Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие. А. Островский Пьеса «Гроза» была написана в 1859 году. Это было время, когда...
  20. Проблема взаимоотношений между миром и личностью в драме А. Н. Островского «Гроза» «Гроза» — одна из тех пьес А. Н. Островского, которые и в наши дни пользуются неизменной популярностью. В центре авторского...
« Свята старшої групи
Краткое изложение Дон Жуан Байрон »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения