Освоение детьми старшего дошкольного возраста трудовых процессов на примере приготовления овощного салата
Трудовое воспитание в детском саду
Конспект НОД в старшей группе по теме «Приготовление картофельного салата «Кубик-рубик»»
Автор: Свиридова Мария Михайловна, воспитатель МБДОУ № 54 г. Миасс Челябинской обл.
Описание материала: предлагаю вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы , в процессе которой Дети научатся готовить картофельный салат «Кубик-рубик». Конспект НОД адресован в первую очередь воспитателям, работающим по примерной общеобразовательной программе «Детство», использующим технологию приобщения дошкольников к труду М. В. Крулехт.
Интеграция образовательных областей: «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность».
Цель: формировать умение самостоятельно выполнять трудовые процессы целостно — от постановки цели до получения результата и уборки рабочего места.
Задачи:
Образовательные: закрепить знание детьми овощей, «лесенки трудового процесса» на примере приготовления картофельного салата.
Развивающие: развивать умение резать ножом овощи, способствовать развитию внимания, памяти, мелкой моторики детей.
Речевые: обогатить словарь детей понятиями «трудовой процесс», «орудия труда», «трудовые действия», «результат труда».
Воспитательные: способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности у детей.
Материалы и оборудование: картинка с изображением поваренка; продукты — вареные овощи , лук, зеленый горошек, растительное масло, соль; ножи, разделочные доски, миски, ложки, фартуки, колпачки, косынки; модель трудового процесса приготовления картофельного салата.
Ход НОД:
Воспитатель. Ребята, у нас в гостях сегодня Кузя. . Посмотрите на Кузю, как вы думаете, кто он по Профессии?
А я вам помогу, подскажу — он знает массу рецептов и секретов кулинарии, прекрасно готовит.
Дети. Кузя — повар.
Воспитатель. Ребята, поваренок Кузя предлагает вам сегодня провести веселый урок, во время которого он научит вас готовить картофельный салат «Кубик-рубик»». Ребята, а вы знаете, что картофельный салат — главный овощной салат?
Это король салатов. Интересно, а почему его так назвали? .
Воспитатель. Прежде чем приготовить салат, мы составим лесенку трудового процесса приготовления салата. Давайте мы с вами будем выкладывать лесенку по по-рядку: снизу — вверх. Итак, первая ступенька трудового процесса. Сначала, прежде чем приготовить что-либо, мы должны придумать — что именно мы хотим с вами сделать.
Скажите, как будет называться первая ступенька лесенки?
Дети. Это цель труда.
Воспитатель. Какая у нас сегодня цель?
Дети. Картофельный салат.
Воспитатель. Правильно, цель — это то, что задумали.
Вторая ступенька — это то, что необходимо для приготовления. Из чего мы будем готовить?
Дети. Из овощей.
Воспитатель. Овощи — это продукты. А поваренок Кузя предлагает отгадать загадки про овощи, которые нужны для приготовления.
Дети отгадывают все загадки и прикрепляют карточки с изображением овощей на фланелеграф.
Воспитатель. Ребята, а в каком виде мы будем класть в салат овощи? В сыром или вареном?
Дети. Лук — в сыром, горошек — в консервированном, картофель — в вареном.
Воспитатель. Ребята, а кто нам сварил картофель?
Дети. Картофель нам сварила наша повар — Мария Викторовна.
Воспитатель. Давайте еще раз перечислим, что мы поставили на вторую ступеньку нашей лесенки? Это продукты.
Третья ступенька — это с помощью чего мы будем осуществлять трудовой процесс приготовления картофельного салата. Как вы думаете, как это называется одним словом?
Дети. Оборудование.
Воспитатель. Кузя принес нам карточки с изображением разного кухонного оборудования.
Проводится дидактическая игра «Отбери нужное оборудование»: детям предлагаются карточки с различными инструментами и оборудованием, необходимо выбрать карточки с инструментами и оборудованием, необходимым для приготовления салата.
Воспитатель. Следующая ступенька нашей лестницы — трудовые действия. А сейчас вам поваренок Кузя расскажет подробно последовательность трудовых действий. — Сначала мы будем резать кубиками овощи на разделочной доске.
Мы будем работать аккуратно, беречь пальчики, нож держать за ручку. Воспитатель показывает все действия. Затем положим в салатницу нарезанные овощи и добавим зеленый горошек, посолим и польем растительным маслом и все перемешаем ложкой.
Ничего нельзя путать, все надо делать только в такой последовательности. И вот у нас готовый салат — последняя ступенька нашей лесенки. Она будет называться — результат труда.
Ребята, идем мыть руки, надеваем фартуки, косынки, шапочки и приступаем к работе.
Далее дети приступают к трудовому процессу — приготовлению салата, воспитатель контролирует действия детей, оказывает им помощь, напоминает о правилах безопасности.
Затем подводятся итоги образовательной деятельности:
Воспитатель. Итак, что мы, ребята, сегодня с вами составили? Это лесенка трудового процесса приготовления картофельного салата «Кубик-рубик».
Расскажите, как мы с вами готовили сегодня салат.
Молодцы, вы сегодня хорошо потрудились, наверное вкусный салат у нас получился. Давайте попробуем.
Дети пробуют картофельный салат.
Освоение детьми старшего дошкольного возраста трудовых процессов на примере приготовления овощного салата