От «искусства чтения» к «мастерству понимания»
Ю. М. Лотман сказал: филология нравственна, потому что учит нас не соблазняться легкими путями мысли. Я бы добавил: нравственны в филологии не только ее путь, но и ее цель: она отучает человека от духовного эгоцентризма.
Гаспаров М. Л. Записи и выписки. М.: Новое литературное обозрение. 2001.
С. 98.
Ниже приведены примеры проблемно-творческих заданий для анализа текста художественных произведений, традиционно изучаемых в школе. Задания дают ученикам возможность войти в художественный мир писателя. Учитель не стремится к тому, чтобы ответы школьников однозначно исчерпывали задания, а оставляет простор для иного решения проблемы. Цель учителя при анализе художественного текста — пробудить в ребятах с помощью этих заданий жажду творческого поиска, неприятие общих мест, прописной морали.
Это и есть решение главной задачи в работе учителя-словесника: преподавание литературы посредством самой литературы.
А. С. Грибоедов. «Горе от ума»
— В. Г. Белинский отмечал, что Фамусов — это «гоголевский городничий этого круга общества. Его философия та же…» В чем сходство философии Фамусова и героя «Ревизора» Н. В. Гоголя?
— Определите, какие новые драматические оттенки внесла в комедию сцена разоблачения Молчалина , которой не было в первоначальном варианте.
— Как вы думаете, сколько лет Петрушке, слуге Фамусова? В спектакле «Горе от ума», поставленном режиссером Г. А. Товстоноговым в БДТ им. М. Горького в Ленинграде, Петрушка — ровесник своего хозяина.
С какой целью это было сделано?
— Не кажется ли вам, что эпизод, связанный в произведении с Репетиловым, может быть без ущерба удален, ведь он никак не движет основную сюжетную линию? Если же данная сцена, по вашему убеждению, выглядит органичной и необходимой для целостного звучания пьесы, то объясните, благодаря чему это происходит. Например, известный актер и режиссер Ю. Завадский, исполнивший роль Чацкого, признавался в процессе репетиций: «Сказать по правде, для меня еще эта сцена с Репетиловым лишняя.
Какая моя задача в ней? Жду кареты…» Согласны ли вы с подобным мнением? Какую задачу, по-вашему, должен решать в этой сцене актер, играющий Чацкого?
А. С. Пушкин. » Евгений Онегин»
— Рассмотрим две характеристики. В одной речь идет об Ольге, в другой о Татьяне.
Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как Утро весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила…
Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой.
Не противоречат ли приведенные строки отношению поэта к Татьяне и Ольге, ведь на первый взгляд пушкинский идеал проигрывает в сравнении с вполне заурядным женским типом? Как бы вы опровергли это утверждение?
— Завершая первую главу романа, А. С. Пушкин писал:
Пересмотрел все это строго: Противоречий очень много, Но их исправить не хочу.
В самом деле, в «Евгении Онегине» чрезвычайно много сознательно допущенных «противоречий». Вот одно из них. О Татьяне автор сначала говорит:
Она по-русски плохо знала, Журналов наших не читала И выражалася с трудом На языке своем родном.
Впоследствии он замечает: Татьяна …
— Как бы вы разрешили эти противоречия?
— Вспомните письмо Татьяны к Онегину. Прочитайте его и обратите внимание, как происходит в нем смена местоимений: сначала героиня обращается к герою на «вы», затем на «ты» и в конце письма снова на «вы». Как это характеризует переживаемое ею противоречивое психологическое состояние?
— Проанализируйте, какую роль в лирических отступлениях в романе играет мотив воспоминаний.
Н. В. Гоголь. «Мертвые души»
— В произведении рассказывается о прошлом только двух героев — Чичикова и Плюшкина, а биографические сведения всех остальных персонажей не сообщаются. Случайно ли это? Имеет ли данный художественный факт какое-то объяснение?
— С какой, на ваш взгляд, целью в поэме изображена сцена завтрака у полицмейстера, где Чичиков, довольный выгодно проведенными сделками по покупке мертвых душ, приходит в такое веселое расположение, настолько, как пишет Гоголь, «развязывается», что «стал читать Собакевичу послание в стихах Вертера к Шарлотте, на которое тот хлопал только глазами, сидя в креслах, ибо после осетра чувствовал более позыв ко сну» .
— Какие новые штрихи к портрету Чичикова добавляет эта сцена?
— С какой художественной целью «перепутаны» в произведении времена года: собравшись к Манилову, Чичиков надевает «шинель на больших медведях», в имении же его встречают «клумбы с кустами сиреней и желтых акаций… пруд, покрытый зеленью»; Коробочка, впуская Чичикова на ночлег, говорит о вьюге на дворе, а у самой в огороде цветут фруктовые деревья, свинья ест арбузные корки и так далее. Попытайтесь истолковать эти несоответствия как имеющие непосредственную связь с общей идейной направленностью «Мертвых душ».
— Почему Н. В. Гоголь сохраняет некоторую таинственность действий Чичикова, связанных с покупкой мертвых душ, оставляя объяснение цели его предприятия на конец поэмы?
А. Н. Островский. «Гроза»
— В своем последнем монологе Катерина произносит такие слова: «А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо!» .
Объясните, почему героиня произносит именно эти слова, ведь ничего «нехорошего» окружающим она вроде бы не сделала.
— Как вы думаете, что заставило А. Н. Островского выкинуть реплику Кабановой «Присядемте», сказанную в конце проводов сына в путь, и заменить ее на «Садитесь все!»? Почему драматурга не устроила также первая редакция реплики Катерины: «Я не умею так-то», произнесенная в ответ на слова Варвары: «А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было», и в окончательном варианте главная героиня говорит по-другому: «Не хочу я так»?
— Кому в драме А. Н. Островского «Гроза» принадлежат следующие реплики?
Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказываю. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться? Не уважишь тебя, как же! Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал!
Дармоед! Пропади ты пропадом! Бла-алепие, милая, бла-алепие!
— Как языковые маски характеризуют стоящих за ними действующих лиц?
Л. Н. Толстой. «Война и мир»
— Почему, на ваш взгляд, Л. Толстой отказался от сцены избиения Пьером Анатоля Курагина после его попытки бежать с Наташей, как это было в первоначальном варианте?
— Рассказывая о сложных финансовых делах Ростовых, Л. Толстой создает в романе такой образ: «Граф, как в огромных тенетах, ходил в своих делах, стараясь не верить тому, что он запутался, и с каждым шагом все более и более запутываясь и чувствуя себя не в силах ни разорвать сети, опутавшие его, ни осторожно, терпеливо приняться распутывать их» .
— Почему писатель четыре раза использует в одной фразе однокоренные слова?
— Первое появление Наполеона в романе отмечено такой деталью: «…он снял перчатку с красивой белой руки, сделал ею знак маршалам и отдал приказание начинать дело» .
Что характеризует эта деталь в облике Наполеона, как она связана с его целостным образом?
— В одном из изданий «Войны и мира» Л. Толстой исключил ряд военно-исторических и философских рассуждений из текста, а часть вынес в специально написанное приложение. Как вы думаете, чем он руководствовался, поступив таким образом?
— В романе изображен фрагмент переправы польских улан через Вильно. Как свидетельствуют историки, Наполеон сам приказал польским уланам вплавь перебраться через реку.
У Толстого переправа совершается по инициативе полковника и самих улан, пожелавших отличиться перед императором. Перечитайте эту сцену, в которой Наполеон изредка равнодушно взирает на гибнущих в воде солдат. Зачем писателю понадобилось отступление от исторических фактов?
Что дает в данном случае художественный вымысел для характеристики образа Наполеона?
От «искусства чтения» к «мастерству понимания»