От свитков к «е-book»
…Достаточно было бы одного тома обычного формата, со шрифтом кегль 9 или 10 пунктов, состоящего из бесконечного количества бесконечно тонких страниц. Х. Л. Борхес. «Вавилонская библиотека»
Идея книги имеет давнюю историю и неоднократно трансформировалась, меняя телесные оболочки. Вначале книга попыталась перестать быть устной. После монументальных периодов ее существования — наскального, стенописного и скрижального — для нужд письменности стали применяться более портативные носители — таблички и дощечки, листки и свитки.
Древнейшие библиотеки и возникли как собрания и хранилища испещренных письменами глиняных табличек и папирусных свитков. Писать клинописью на сырых глиняных «страницах» придумали шумеры, жившие в междуречье Тигра и Евфрата, а прессовать из стеблей тростника подобие рулонной бумаги для изготовления свитков — древние египтяне, обитавшие в дельте Нила. Их технические изобретения оценили соседние народы, создавшие собственную письменность. Эллинская книга, библион представляла собой свиток и писалась тростниковым пером, каламом на папирусе, библосе, поставлявшемся в Грецию из сирийского порта Библ. Практичные римляне стали вести деловую и личную переписку на скрепленных веревочкой вощеных дощечках, на которых можно было писать с обеих сторон и перелистывать их.
Связка таких дощечек получила название кодекс и послужила прототипом книги в ее современном виде и понимании.
В средневековой Европе книги писались очиненными птичьими перьями и несмываемыми разноцветными чернилами на выделанных из шкур скота листах пергамента, а позднее на листах плотной бумаги, которые по окончании работы переплетались. Писались они не под диктовку, как прежде, а переписывались с древних рукописей либо сочинялись, и читались уже не вслух, как было принято в античном мире, а про себя, в уме. Это были фантастически «иллюминированные» манускрипты, «светящиеся», словно готические витражи, расцвеченные живописными миниатюрами и украшенные разнообразными орнаментами и каллиграфическими инициалами. В некоторых случаях изысканные шрифты могли быть золотого или серебряного цвета на пергаменте пурпурного цвета.
Размер таких рукописных книг был произвольным — от великанского до карликового, но все они были очень дороги в производстве, уникальны и, как правило, совершенны.
Ренессансная эпоха, важнейшим достижением которой явилось изобретение в середине XV века книгопечатания, неслыханно ускорила развитие нашей цивилизации. Принципиальным новшеством этого технического изобретения являлся лишь наборный шрифт. Печати и оттиски были всем известны с незапамятных времен, китайцы более тысячи лет варили и отливали бумагу и уже много веков занимались книгопечатанием. Однако китайцам не удалось уберечь от остального мира секрет изготовления бумаги из тряпья и растительных волокон, а громоздкое иероглифическое письмо не позволяло набирать текст любой книги с помощью минимального числа печатных знаков. Книгопечатание в Китае было ксилографическим, кустарным и не могло стать машинным — каждая страница вырезалась на печатной доске целиком.
Изобретение Гутенберга позволило невероятно упростить, ускорить и увеличить производство книг, по сравнению с китайцами и переписчиками от руки, скрипторами и «иллюминаторами», для которых изготовление книг оставалось священным ремеслом и элитарным искусством. Благодаря книгопечатанию человечество, по мере количественного роста грамотности и материального благосостояния, получило почти неограниченный доступ к хранилищам коллективной памяти и сокровищницам знаний. Книга стандартизировалась, демократизировалась и сделалась общедоступной.
Хотя на протяжении всех пяти веков «гутенберговой эры» сохранялась и процветала традиция дорогих, роскошно исполненных, аристократических изданий, рассчитанных на привилегированные слои общества и библиофилов с тугим кошельком — страстных ценителей книгоиздательского искусства, эстетов и фетишистов книги. Потому что и художники всех мастей эти пять веков не чурались участвовать в книгоиздании на всех этапах производства, норовя не мытьем так катаньем вернуть его продукции признаки и параметры искусства.
Наступление «компьютерной эры» и недавнее создание Интернета до основания потрясли гутенбергову галактику, но одновременно… сделали наш мир почти поголовно пишущим и читающим в Интернете. То есть Книжным еще более, чем прежде! Совсем не исключено, что в недалеком будущем читатели четко поделятся на три категории.
Самая малочисленная группа — людей обеспеченных, респектабельных и имеющих развитый художественный вкус — позволит себе роскошь владеть собраниями редких и дорогих печатных книг, которые станут, как в старину, переходить из поколения в поколение по наследству. Потому что, как справедливо считали древние римляне: «Дом без библиотеки подобен телу, лишенному души».
Подавляющее большинство откажется от личных библиотек и предпочтет иметь для каждого члена семьи по портативной электронной книге, толщиной с бумажный лист произвольного формата, подключенной к виртуальной всемирной библиотеке, хранящейся в электронном виде. И процесс уже идет — во всех странах ударными темпами оцифровываются книги для пользователей Сети. Насколько мне известно, опытный экземпляр электронной книги, внешне неотличимой от бумажного листа, был создан программистами Силиконовой долины еще на пороге 1990-х. Сегодня промышленность и торговля предлагают первые, еще несовершенные образцы «бук-ридеров» — электронных книг, которые все чаще можно видеть в руках пассажиров московского метро и которые народ, не без сарказма, окрестил е-буками. Эти изделия пока что дороговато стоят , неуклюжи с виду, маловаты , имеют ряд технических и технологических неудобств , но обладают при этом несколькими неоспоримыми достоинствами.
После изобретения электронных чернил с их градацией оттенков серого цвета экран уже не утомляет глаза, как светящийся монитор компьютера, и в однолистном блокноте весом в двести граммов вы можете повсюду таскать с собой библиотеку в несколько тысяч томов по собственному выбору, попутно экономя уйму денежных средств и жилплощади на отказе от приобретения печатной продукции.
Страх и ужас!
Как только какой-то из компьютерных монстров одолеет в жестокой борьбе своих конкурентов и монополизирует качественную оцифровку всемирной библиотеки на всех существующих языках, чтобы сделать ее общедоступной за символическую плату и заработать на этом триллионы, и как только «е-books» подешевеют хотя бы вдвое и станет возможным скачивать для них через мобильник любую книгу из Интернета, книжный рынок вздрогнет. И многие пойдут по миру, а авторы просто протянут ноги — потому что дело новое, покуда беззаконное, и беспредела в нем определенно будет выше крыши. Можно не сомневаться, что в самом скором будущем нас ждут великие потрясения и большая экономия древесины.
Когда же все понемногу устаканится, у каждого достаточно образованного читателя дома останется книжная «золотая полка» для дорогих сердцу бумажных изданий — любимых книг, которые можно перечитывать всю жизнь всякий раз по-новому, которые приятно держать в руках и перелистывать, оставляя их раскрытыми на рабочем столе или на тумбочке у изголовья. У самых продвинутых найдется на этой полке место и для книг, беспокоящих дух и будоражащих разум. А в остальное время — неизменный «е-book» при себе, у каждого члена семьи свой, — для всей познавательной, справочной, профессиональной, учебной, а также классической, текущей, развлекательной литературы и сетевой журналистики и вещания.
Впрочем, мобильник и «е-book» — всего лишь разные имена для составных частей мутирующего персонального компьютера.
Но и это не предел. Наступит момент, когда можно будет не скачивать нужные книги, а моментально подключаться с помощью сотовой связи к любому изданию, хранящемуся в той всемирной «вавилонской библиотеке», которая пригрезилась Хорхе Луису Борхесу в 1944 году — задолго до наступления компьютеризации и создания информационной Всемирной Паутины, в которой книгам суждено продолжить свое загробное существование, хочется нам того или нет. Остается надеяться, что и контрреволюционеры, к которым отношу себя и я, не исчезнут и не растворятся бесследно в изменившемся мире, о чем говорилось в известной книге того же предреволюционного времени — «451° по Фаренгейту» Рея Брэдбери.
От редакции. Разумеется, мы тоже надеемся, что виртуальные соблазны не смогут противостоять удовольствию почти физиологическому — перелистывать бумажные страницы при чтении, единоборствовать в метро с простыней газеты. Мы даже уверены, что все будет хорошо — и войдет в рамки стандартных бытовых удобств.
Уже в постсоветское время в одной из российских газет появилась замечательная карикатура: монитор компьютера, а перед ним склонился Ленин с руками, заложенными за спину. В одной — серп, в другой, наготове, молот. Эту карикатуру можно было бы воспроизвести и сейчас, но слишком много проблем с обеспечением защиты авторских прав и т. д. и т. п. Ведь мы еще пока не целиком электронное издание, где с этими делами попроще.
А разбивать е-books не станут даже нынешние наследники Ленина.
Также мы решили дать это эссе без картинок — с тем, чтобы читатели могли насладиться красотой букв на бумаге как таковых. Если пророчества И. Ю. Клеха сбудутся, такие наслаждения окажутся по труднодоступности сходными с белужьей икрой.
Игорь Клех, Прозаик, эссеист, лауреат литературных премий, в том числе — имени Ю. Казакова
От свитков к «е-book»