«Отец комедии»; Аристофан Древнегреческий
«Отец комедии» Аристофан
Древнегреческий драматург, «отец комедии» Аристофан (ок. 446 ок. 385 гг. до н. э.) жил и создавал свои произведения во времена расцвета своего родного города Афин. Афины, вышедшие победителем из войны с Персией, заняли лидирующее положение среди государств Древней Греции. В это время в Афинах отмечается расцвет демократии, культуры, политической и социальной жизни города.
Однако не все было так гладко в жизни Афин. К концу V века здесь начал назревать кризис рабовладельческой демократии. Наиболее яркие проблемы, вызванные этим кризисом и поднимает в некоторых своих комедиях Аристофан.
Рассказ о жизни Афин времен Аристофана, по-моему, логичнее всего начать с государственного устройства. Три раза в месяц в Афинах созывалось народное собрание, которое решало основные насущные проблемы города, принимало законы. Участвовать в работе собрания могли все граждане — мужчины.
Не даром Праксагора и ее «сообщницы» («Женщины в народном собрании») смог ли проникнуть туда, лишь переодевшись в мужскую одежду. В народном собрании могли обсуждаться вопросы совершенного разного плана — начиная со «спасения отечества» («Ужасно, что пускают разговаривать к тому же о спасении отечества того, кто глаз своих не может вылечить») , кончая совершенно бытовыми проблемами («Все-таки я вам открою, как спасти отечество, пусть сукновалы выдадут всем гражданам плащи потолще перед равноденствием. Тогда никто у нас не схватит насморка») . Все вопросы в собрании решались поднятием рук, а не криком как в Спарте («Как же мы подымем руки при голосовании… » — думают героини «Женщин в народном собрании») . Однако при обсуждении различных вопросов, которые затрагивали интересы различных групп (неких прообразов наших партий) , дело доходило не только до ругательств, но даже и до потасовок («Мотыжник плюнул в рожу оружейнику, а ковач плугов в ребро двинул мастера копейного» — так пишет об этом Аристофан) . Специально во избежание различных конфликтов, на собрании присутствовала вооруженная охрана («Что, если лучники тебя потащат… » — задает одна из женщин вопрос Праксагоре, в то время, когда они обсуждали свое будущее поведение в собрании) .
Больше всего в народном собрании и в Афинах вообще ценилось ораторское мастерство, и ораторы были весьма уважаемыми людьми (героини «Женщин… » выбирают Праксагору их предводительницей в немалой степени за ее умение «хорошо, умно, искусно» говорить) .
Несмотря на то, что собрание принимало решение, поддержанное гражданами Афин, эти решения не всегда оказывались удачными. Герои «Женщин… » обсуждают принятый ранее закон о медяках, когда в Афинах были приняты к использованию медные деньги и когда они уже находились в ходу, «Глашатай заорал: «Никому не брать чеканки медной, серебро одно в ходу». Представьте убыток продавцов…
Несколько раз в своих комедиях Аристофан обращается к такому нелицеприятному явлению, как доносчики. Вот например для Никарха, героя «Ахарнян», доносы — это его основное занятие («Вот кстати и Никарх идет на промысел», говорит о нем Дикеополь) .
Ярким отражением кризиса власти в Афинах явилась Пелопонесская война (431-404 гг. до н. э.) . В то время, как богатые торговцы, купцы, оружейные мастера настаивали на продолжении захвата земель и соответственно на продолжении войны со Спартой, простые афинские землевладельцы, отягощенные этой войной, расходами на нее, набегами спартанцев, протестовали против нее, стремились к заключению мира. Эта тема поднимается Аристофаном в его комедиях «Ахарняне», «Мир». Герой «Ахарнян» землевладелец Дикеополь, заключает мир со Спартой, только для своей семьи, в то время как Афины находятся в войне. Комедия заканчивается полной неудачей для Ламаха, сторонника войны, в то время как Дикеополь живет счастливо в мире.
Проблема преступности не обошла стороной также и Афинское общество. «И совсем уже больше не будет воров? » — удивляется Блепир, герой «Женщин.. «, «И не станут накидок сдирать по ночам? «. В Афинах существовал суд, кото рый решал не только вопросы таких преступлений, как кража, но и более бытовые вопросы: «Отопрется, например от долга должник». В таких случаях «… пеню суду уплатить обвиняемый должен… «.
Религия являлась неотъемлемой частью жизни афинян. Она присутствовала практически везде. Молитвы и жертвоприношения богам сопутствовали каждому более-менее значимому делу — для этого существовали жрецы, обязанностью которых и было проводить их («Эй, жрец, молитву начинай… богам») .
Наиболее важным и «влиятельным» богам были специально выстроены храмы («Не придется нам храмов для птиц возводить, не придется для храмов таскать кирпичи… «) . Практически все герои комедий Аристофана периодически в своей речи апеллируют к богам («Феб — свидетель… «, «Клянусь Кипридой» и. т. д.) . Надо заметить, мужчины поклонялись богам, а женщины — богиням, и это разделение было весьма ярким — когда одна из женщин — героинь «Женщин в народном собрании» на «репетиции» их речи в народном собрании, говорит «Клянусь, Кипридой.. «, Праксагора отвечает ей: «Кипридою клянешься, злополучная! Вдруг то же брякнешь на собранье, — что тогда? «.
Жителям Афин было невозможно представить свою жизнь без различных праздников, причем даже иногда в самое неподходящее для этого время. Дикеополь, например, когда кругом война, «приобретя» мир для своей семьи, говорит: «А я, свободный от войны и горестей, пойду домой и справлю дионисии». Неоднократно на страницах комедий Аристофана упоминаются так называемые «попойки» — греки были довольно большими любителями вина («Ляг, возьми заздравный кубок, выпей сладкого вина» — предлагает хор в комедии «Ахарняне») . Виноградарство, кстати, было одним из немаловажных занятий греков — в числе тяжелых потерь, которые принесла афинянам война со Спартой, упоминаются именно виноградники («Так она еще свирепей наши изгороди жжет и еще неумолимей топчет, давит виноград») .
Немаловажное место в жизни афинянина занимал и театр. Это было не только и не столько место для отдыха, развлечения, сколько школой жизни. А драматург в данном случае выступал в роли учителя («Наставляет учитель добру и пути, а людей возмужавших — поэты» — говорит Эсхил в комедии «Лягушки») .
Наиболее талантливые драматурги пользовались народным почетом, уважением и любовью («Любовь народа — цель моя» — говорит в той же комедии Еврипид) .
«Отец комедии»; Аристофан Древнегреческий