«Отговорила роща золотая» анализ стихотворения Есенина
Человек — часть природы: эта истина неоспорима. Как бы ни провозглашал он себя царем природы, все равно вернется в землю, откуда, из грязи, и был сотворен Богом. Эта идея довольно часто встречается в философских произведениях разных поэтов.
Не стал исключением и Сергей Есенин. Именно Тема зависимости человеческой жизни от законов природы зучит в его известном стихотворении «Отговорила роща золотая» , ставшим популярной песней.
Образ золотой рощи, говорящей языком берез, поразителен сам по себе, но особенно тонко и проникновенно раскрывается в этом произведении сложное психологическое состояние лирического героя. Для Есенина характерно очеловечивание природы: она словно сосредоточение человеческих чувств. А лучше всего поэту удается передать любовь к жизни.
Распространенный в народной лирической поэзии Параллелизм — сопоставление природных явлений с событиями жизни человека — характерен и для этого произведения. Образ героя соотносится с образом березовой рощи на протяжении всего стихотворения:
Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.
А в конце подчеркивает параллелизм ярким образным выражением: «роща золотая отговорила милым языком».
По жанровым признакам это стихотворение можно считать Элегией — грустным размышлением о смысле жизни человека, его истинном предназначении на этой земле. Неприкрытая грусть сквозит почти в каждой строке: роща «отговорила», журавли, «печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком», да и сам герой «роняет грустные слова», ведь ему не жаль «ничего в прошедшем».
Все эти слова придают стихотворению неспешную интонацию, позволяющую и читателю не только проникнуться этим состоянием, но задуматься над тем, для чего он живет на этом свете, почему каждый в мире только странник? Кроме того, неспешность, напевность этого лирического произведения , усиливается Пятистопным ямбом и использованием звукоподражания — Аллитерацией : «В саду горит костер рябины красной».
Несмотря на «грустные» слова, становится понятно, что это вселенский закон жизни: «каждый в мире странник». Таким образом, философский план стихотворения представляют раздумья о жизни. Почему герой ничего не жалеет в прошедшем?
Конечно, ему не жаль лет, «растраченных напрасно» , но не жаль и «души сиреневую цветь». Эта сложная во всех смыслах Метафора не просто раскрывает состояние души героя, она является своеобразным символом всей поэзии Сергея Есенина.
Не случайна и реминисценция из стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» — строка «Стою один среди равнины голой». В обоих стихотворениях как будто выражены пути Одиночества лирических героев: «один». Герои стремятся к синтезу с миром — соединением с равниной, пустыней и небом.
Именно такие образы повторяются в обоих стихотворениях. Нужно заметить, что ощущение всемирности, восприятие себя в контексте космоса были основными мотивами русской философской лирики XIX-XX веков.
Песенность данного стихотворения Есенина подчеркивается с помощью Кольцевой композиции, при этом первая строфа «Отговорила роща золотая березовым веселым языком» частично повторяется в заключении:
… что роща золота Отговорила милым языком.
Но это не просто повторение — это своеобразный вывод: метафорическое уподобление березе, не раскрытое, а только обозначенное в первой строфе, получает свое логичное завершение в последней строфе. Подобное завершение не просто образно, оно афористично. Вообще, все стихотворение полно Афоризмов : «Кого жалеть?
Ведь каждый в мире странник — пройдет, зайдет и вновь оставит дом»; «Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова».
Поэты довольно часто беспокоятся о судьбе своих произведений. И если кто-то мечтал, что придет в «коммунистическое далеко», а кто-то считал, что к нему «не зарастет народная тропа», то Есенин довольно пессимистично рассуждал о том, что «время, ветром разметая, сгребет их все в один ненужный ком». Однако время все расставило на свои места: творчество Сергея Есенина известно и любимо не одним поколением русских людей.
«Отговорила роща золотая» анализ стихотворения Есенина