Открытый урок в 7 классе ТВОРЧЕСТВО А. С. ПУШКИНА И М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
Открытый урок в 7 классе ТВОРЧЕСТВО А. С. ПУШКИНА И М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
Цели и задачи: проверка знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме; развитие памяти, внимания, логического мышления; формирование умения анализировать, делать выводы; воспитание интереса к изучению художественной литературы.
Тип урока: урок контроля и оценки знаний учащихся.
Форма урока: Игра «Что? Где? Когда?».
Оборудование : конверты с вопросами, юла со стрелой, песочные часы, «черный ящик».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
III. Игра «Что? Где? Когда?»
Подготовительная работа
1. Каждый рад выставляет команду из шести человек, выбирается капитан команды.
2. Каждый ученик готовит дома:
А) выступление для литературной паузы ;
Б) иллюстрацию к понравившимся произведениям данных авторов;
В) сочинение-миниатюру .
Правила игры
1. Команда знатоков за 1 минуту должна дать правильный ответ на поставленный вопрос или выполнить задание.
2. За правильный ответ команда получает 1 очко.
3. Игра делится на раунды, каждый из которых продолжается до тех пор, пока команда знатоков не наберет 6 очков.
4. Если у команды знатоков нет правильного ответа, то может ответить один из зрителей и заработать этим себе дополнительное очко.
5. Главный судья — учитель, который следит за правильностью и полнотой ответов.
6. Судья может принять досрочный ответ без минуты обсуждения. За это команда получает дополнительное очко.
7. В игре могут быть паузы, во время которых все игроки и зрители отдыхают, прослушивая музыкальные и литературные произведения .
8. На доске ведется учет заработанных во время игры очков.
9. В конце игры подводятся ее итоги и задаются дополнительные вопросы и задания, которые позволяют учителю как судье данной игры выставить оценки по тематической аттестации. Учащимся предлагается выбрать для себя посильное задание и выполнить его, получив за это дополнительные очки: за задание I уровня добавляется 1 очко, за задание II уровня — 2 очка и т. д.
Вопросы и задания
1. К какому жанру лирики относится стихотворение А. С. Пушкина «Если жизнь тебя обманет…»?
2. Образ какой хищной птицы использовал Пушкин в своих стихах? Почему?
3. Почему не улетает грустный товарищ узника? К чему он зовет?
4. Черный ящик.
Вопрос: — Что вызвало в душе А. С. Пушкина глубокие раздумья и что находится в этом черном ящике?
5. Что сделал старик Вырин с деньгами, которые он увидел за обшлагом своего рукава?
6. Что случилось с бедным отцом, когда он узнал, что его дочь уехала имеете с гусаром?
7. Черный ящик.
Вопрос: — Здесь лежит то, что принадлежит мальчику — сыну пивовара из повести Пушкина. Что это?
8. Какой библейский сюжет лег в основу повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» Слайд
9. Кем Мцыри ощущает себя в монастыре?
10. О ком пишет М. Ю. Лермонтов в строках: Погиб поэт! — невольник чести — Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!..
11. Откуда родом Мцыри?
12. Что М. Ю. Лермонтов положил в основу поэмы «Мцыри»? Слайд
13. Как называется цикл повестей, в который входит «Станционный смотритель»? Слайд
14. Как долго Мцыри отсутствовал в монастыре?
15. Какие слова юноша называет священными и сладостными?
16. Назовите качества, которыми обладал Мцыри? Какое из них ведущее?
Вопросы и задания I уровня
1. Где учился А. С. Пушкин?
2. Кто воспитывал М. Ю. Лермонтова?
3. Как звали няню А. С. Пушкина?
4. Где родился Пушкин и Лермонтов?
5. Где Пушкин увидел «цветок засохший, безуханный»?
6. Куда был отправлен в ссылку Пушкин?
7. Кого Пушкин называет «сущим мучеником четырнадцатого класса»?
8. Из какого произведения цитата? Кто является автором этого произведения? «Я счастлив был с вами ущелия гор…»
Вопросы и задания II уровня
1. Перескажите прозой содержание стихотворения А. С. Пушкина «Узник».
2. Расскажите историю жизни Дуни.
3. Какова главная мысль стихотворения «Узник»?
4. Расскажите, как встретились в Петербурге Самсон Вырин и Минский.
5. Определите средство изобразительности в строках: Оттуда виден и Кавказ? Быть может, он с своих высот Привет прощальный мне пришлет…
6. Какие три поэтические темы соединились в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Кавказ»?
Вопросы и задания III уровня
1. Докажите, что стихотворение А. С. Пушкина «Цветок» является примером философской лирики.
2. Расскажите об особенностях композиции поэмы «Мцыри».
3. Каков жанр произведения М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
4. Поясните, почему Мцыри так стремился на родину.
5. Почему, читая о судьбе Самсона Вырина, мы не можем оставаться равнодушными?
Вопросы и задания IV уровня сочинение-миниатюра на предложенные темы:
1. Какова роль Дуни в трагедии отца?
2. Что такое счастье в представлении Мцыри?
3. Почему Самсон Вырин отступился от дочери?
4. Что видел Мцыри на воле.
IV. Подведение итогов урока
Открытый урок в 7 классе ТВОРЧЕСТВО А. С. ПУШКИНА И М. Ю. ЛЕРМОНТОВА