Открывая новую рубрику
Информатизация образования, проводящаяся с различной степенью успешности, началась не сегодня и не вчера. И в рамках нацпроекта, и в контексте других федеральных и региональных инициатив уже который год школы наводняются компьютерами, к ним подключают интернет-каналы, об информатизации на всех уровнях звучат громкие и не очень слова, Интернет наполнен различными учебными материалами… Но при этом Реальное использование Реальных ИТ-продуктов Реальным учителем оказывается не таким радужным, как многим нашим начальникам хотелось бы это видеть.
При том, что сегодня в школах крупных городов есть уже не по одному компьютерному классу, при том, что компьютер и мультимедийный проектор перестают быть диковинкой, сказать, что учебный процесс в средней школе Качественно изменился, не получается. И при том, что десятки и сотни учителей прошли разноформатные курсы компьютерной грамотности, чуда все равно не произошло.
Причина тому, как мне думается, не в том, что ИТ не оправдали возложенных на них надежд , и не в том, что люди оказались по тем или иным причинам не готовы к их использованию. На самом деле Компьютер не стал органичной частью учебного процесса из-за некорректной модели его внедрения.
Давайте представим. Вы опытный учитель, у вас хорошие показатели качества работы, вы годами давали своим ученикам хорошее литературное образование. И тут появляется совершенно новая, незнакомая вам область, которой почему-то вы должны учиться, в этом новом разбираться, при этом не особо понимая, что На деле Это вам даст, то есть насколько качественно изменит результаты вашей работы. Станете вы это осваивать? Сильно сомневаюсь.
А вот вся традиционная система повышения ИТ-квалификации оказалась построенной по такому принципу: собирались учителя, их начинали учить компьютеру , и начиналось: нажмите «Пуск», откройте папку, создайте файл, отформатируйте таблицу… На редкий и робкий вопрос: «А зачем?» — следовал странный ответ: «Ну вы же хотите быть современным учителем!»
В результате за рамками разговора оставались действительно важные вопросы: «Какие у этого инструментария есть достоинства и какие ограничения?», «Что я, учитель, приобрету, и — что немаловажно — утрачу, используя эти новинки?» И самое главное: «Как соединить методику преподавания конкретного предмета, устоявшиеся формы работы с этой новой средой?»
Иными словами, при внедрении ИТ за рамками разговора оказались как вопросы мотивации учителя-предметника, так и педагогические и методические аспекты. Если подходить широко: Какова специфика компьютерных технологий при изучении химии, физики, языка, литературы? И сужая до нашего предмета: В чем разница использования компьютера на уроке литературы в средних и старших классах? возможен ли анализ текста с электронного носителя? как использовать Презентацию при изучении лирики и драмы? рационально ли прибегать к интернет-поиску на уроке литературы? и др.
Думается, что если попытаться ответить на эти вопросы , то и использование компьютера на уроке будет более осмысленным и нужным.
В этой связи в новом учебном году мы рады представить вашему вниманию новую рубрику — «Компьютер на уроке литературы» . Она будет выходить не реже раза в месяц и описывать реальный опыт использования информационных технологий в контексте нашего предмета. Мы будем представлять вам реальный опыт использования ИТ в работе учителя-словесника. Было бы очень интересно узнать ваше мнение о материалах этой рубрики, а также познакомиться с вашим опытом использования компьютера на уроке литературы. Ведь одной из ценнейших особенностей информационной среды является ее Интерактивность, способность к взаимодействию, диалогу.
Мы будем рады обратной связи с вами.
Открывая новую рубрику