Отношение искусства к действительности
Воронский сформулировал ответ более чем точно. Его слова стали лозунгом, даже символом одного из полюсов общественного сознания 20-х годов. «Искусство как познание жизни и современность», «Искусство видеть мир» — таковы были заголовки программных статей Воронского. В основе его концепции лежало признание познавательной функции искусства. Такому пониманию задач искусства в то время противостояла теория «искусства — жизнестроения» или «производственного искусства».
Критики и теоретики К. Зелинский, Чужак, Брик, Евреинов, Арватов, Гастев при всем различии нюансов их концепций в целом видели в искусстве служанку производства и быта. С точки зрения участников группировок ЛЕФ — конструктивистов и пролеткультовцев — в задачу искусства входило обеспечение максимального комфорта для производителя материальных ценностей. Лефовцы приходили даже к идее унификации личности, размышляя об «отчетливо функционирующем человеке». Человек интересовал их, прежде всего, как производитель материальных ценностей. Искусство и должно было, по их мысли, как можно лучше проводить подобную унификацию.
Очень многим, особенно в начале 1920-х годов, подобная позиция казалась сверхноваторской, ультрапролетарской, идеологически безупречной. Заявить, как Воронский, что задача и основная функция искусства — познавать действительность, а не строить новый быт и не содействовать интенсификации производства, стоило немалого мужества. Вопрос о творцах новой культуры, столь же принципиальный, как и первый, приведший к размежеванию литературных сил, поворачивался в повседневных баталиях самыми неожиданными гранями. Собственно этим и занималась «Красная новь». Решающим фактором отбора материала для публикации была его художественность и актуальность.
Сам факт публикации на страницах «Красной нови» был для писателя настоящим поступком: он означал, во-первых, профессиональное признание очень строгим ценителем, а во-вторых, размежевание с левым и правым фронтом. Могла ли подобная ориентация «на того, кого и раньше называли разночинцем», на «подлинный демос городов и деревень», и даже на «осколки прежних дореволюционных общественных слоев и прослоек» не вызвать негодования у сторонников и блюстителей пролетарской чистоты, сосредоточенной в официозе РАППа?
Отношение искусства к действительности