«Отверженный герой» анализ стихотворения Брюсова
История создания
Стихотворение «Отверженный герой» юный Брюсов написал в 1894 г. Оно было опубликовано во втором выпуске сборника «Русские символисты» в 1894 г. и посвящено Денису Папину , французскому изобретателю парового двигателя.
Француз, живший во второй половине 17 в., был отвергнут собственной родиной, по религиозным соображениям вынужден был переехать в Англию, затем в Германию. Его судьба подобна судьбе многих великих людей. Папен вынужден был работать придворным инженером, возвращение на родину не решало материальных проблем его большой семьи. Повторно приехав в Англию, он обнаружил, что там его тоже никто не ждет, все старые друзья-ученые мертвы, покровителей нет.
Великий ученый, которому человечество обязано скороваркой, паровой турбиной, пароходами, умер в нищете и забвении.
У Дени Папена была мечта — приплыть в Англию на изобретенном им пароходе. Ученый принялся за строительство на реке Везер в германском городе Миндене. Легенда гласит, что он столкнулся с противостоянием рыбаков, которые боялись остаться без работы из-за этого изобретения.
Они сломали и разрушили детище Папена, а его самого грозились утопить в реке. Пароход был построен уже после его смерти.
Брюсов узнал эту легенду из поэмы Эмиля Гуже, написанной в 1880 г. По версии Гуже, Папен покинул пароход и дал его уничтожить лодочникам только тогда, когда они пригрозили гибелью: «В воде, Папен, ты встретишь смерть». Брюсов усмотрел символический смысл в этом образе: ученый чуть не принял смерть от той стихии, которая его прославила.
Стихотворение Брюсова вошло в неизданный сборник «Juvenilia», который Брюсов готовил к изданию в 1896 г.
Литературное направление и жанр
Стихотворение — образец поэзии символизма, о чем свидетельствует даже название альманаха, в котором оно был опубликовано. Символисты в чем-то были последователями романтиков. Образ отверженного героя, противопоставленного целому миру, единственного правого против всех неправых, присущ поэтике и романтиков, и символистов. Это ощущение одиночества и приподнятости над толпой — воплощение юношеского максимализма, который присущ многим поэтам независимо от возраста. Брюсов пронес это ощущение через всю жизнь.
Но чувство превосходства всегда сопровождается ощущением одиночества.
Жанр стихотворения — философская лирика. Кроме того, в стихотворении есть черты жанра посвящения, эпитафии и элегии — рассуждения о бренности бытия.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из 2 строф. В первой строфе Брюсов обращается к стихии воды. Она стала символическим саркофагом для Папена в тот момент, когда в водах реки утонули остатки его творения.
Но Брюсов избегает конкретики, оставляя только символ воды как покоя и смерти.
Вторая строфа — обращение к отверженному герою Дени Папену, а также к любому несправедливо обиженному человеку и к себе самому. Это призыв к прощению и надежда на признание.
Тема стихотворения: признание не приходит сразу, великие люди, настоящие герои часто одиноки.
Основная мысль: настоящий герой, будь он изобретатель или отличившийся в любой области, всегда переживает отверженность, но обязательно получает признание, пусть и посмертное; Справедливость и правда всегда торжествуют.
Тропы и образы
Образы стихотворения приобретают символическое значение. Отверженный герой — это не только совершивший подвиг гражданин или великий ученый, как Папен. Отверженный герой — это любой достойный человек, идущий к своей цели и не допускающий компромиссов. Как Папен, который поставил на карту все, набрал долгов и вложил все в проект теплохода. Папен попал в долговую тюрьму и умер в забвении.
Но, с точки зрения Брюсова, забвение почти всегда предшествует славе.
Забвение и слава отражаются в образах воды и огня . Отверженность, забвение и неудача описываются «холодными» эпитетами: серебряная пыль, полуночная влага, зыбкая тишина. Усталые мечты отверженного героя похоронены в речном саркофаге .
Но ведь серебряная пыль — это горячий пар, детище героя.
Во второй строфе серебряная пыль превращается в священные лучи солнечной короны, блестящие в полутьме. Этот символ трудно понять. Лучи заставляют смутиться яркий день , то есть они нематериальны.
Возможно, это слава или признание. Эпитет священные лучи наводит на мысль о святой правде или божественной их природе.
Божественную природу лучей также подтверждают первые две строки второй строфы. Трепет, искренние стоны и горячие молитвы настают тогда, когда народ терпит наказание за грехи. Именно поэтому обиженным и отверженным не стоит проклинать людей, уничтоживших мечту их жизни.
Божественная справедливость восторжествует, взойдет солнце правды, и все вернется на круги своя.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано шестистопным ямбом с пиррихиями. Рифмовка перекрестная. Женская рифма чередуется с мужской.
«Отверженный герой» анализ стихотворения Брюсова