Отзыв на повесть А. Л. Слонимского «Юность Пушкина»
Повесть «Юность Пушкина» принадлежит перу известного советского пушкиноведа А. Л. Слонимского . Этот ученый-филолог и преподаватель всю жизнь занимался изучением разных аспектов творчества А. С. Пушкина. Широко известны его научные работы «Народные основы поэзии Пушкина», «Мастерство Пушкина», «Пушкин. Исследования и материалы» и другие.
В 30-ые годы Слонимский был увлечен идеей популяризации имени Пушкина, его произведений среди детей. Писатель создал несколько книг о жизни великого поэта, которые можно причислить к жанру исторической беллетристики. Среди них — и повесть «Юность Пушкина».
Композиционно эта книга делится на две части. Первая часть — «Детство» — рассказывает о семь Пушкина, о той атмосфере, в которой он рос и воспитывался, о становлении характера маленького Александра. Хронологически эта глава занимает совсем небольшой период времени — с мая 1811 года, когда Саше исполнилось двенадцать лет, по лето того же года, когда он покинул родной дом и отправился учиться в Царскосельский Лицей. Но благодаря ретроспективной композиции этой части повести мы узнаем о почти всей жизни маленького Пушкина, вернее, о самых значимых ее моментах, повлиявших на формирование великого поэта.
Эти моменты обозначены уже в названиях глав «Детства» — «Сказка», «Поэты», «Гувернеры». Слонимский показывает атмосферу в семье Пушкиных, характеризует членов его семьи, их обычаи и традиции. Так, мы узнаем, что мать поэта — Надежда Осиповна — потомок знаменитого арапа Осипа Ганнибала — была женщиной строгой и даже суровой. Шалости маленького Александра, на которые ее сын был очень горазд, вызывали в матери лишь раздражение и недовольство.
Поэтому она довольно холодно относилась к сыну, почти никогда не ласкала и не хвалила его. Отец Пушкина, Сергей Львович, чиновник военного министерства, очень мало внимания уделял детям, их воспитанию. Поэтому самые теплые отношения у юного Александра сложились с бабушкой, сестрой Олей и няней Ариной Родионовной. Но, по большому счету, Пушкин был рад покинуть дом и отправиться учиться в какое-нибудь заведение, как и планировали его родители. Автор повести подчеркивает, что интерес к литературе, потребность сочинять проявились у Александра очень рано.
Они поощрялись и поддерживались отцом и дядей Пушкина — известным поэтом своего времени Василием Львовичем Пушкиным. В доме юного поэта постоянными гостями были все самые талантливые деятели литературы того времени — Жуковский, Карамзин, Батюшков. Слонимский дает характеристику каждому из них, в нескольких словах передавая их характер, внешние и внутренние особенности.
Кроме того, автор знакомит нас и с некоторыми произведениями этих писателей, расширяя тем самым кругозор юных читателей, погружая нас в литературную атмосферу того времени, показывая, кто формировал вкус будущего великого поэта. Уже в первой части повести выявляются основные особенности характера юного Пушкина, которые в дальнейшем получат свое развитие. Среди них — противоречивость натуры мальчика, его нервность и подвижность, горячий «африканский» нрав. Кроме того, мы видим, что Александр обладал болезненным самолюбием , он всегда и во всем стремился быть первым. Вторая часть повести — «Лицей» — рассказывает об учебе Пушкина в Царскосельском Лицее.
Мы понимаем, что это был очень важный период в жизни юного поэта. Именно в Лицее он обрел верных друзей — Ивана Пущина, Дельвига, Кюхельбеккера. Здесь сформировались вольнолюбивые общественно-политические взгляды поэта, близкие к взглядам декабристов . Здесь произошла встреча Пушкина с философом Чаадаевым, также сильно повлиявшим на его взгляды. В Лицее Пушкин испытал первое серьезное сильное чувство — к сестре своего однокашника Ольге Бакуниной.
Здесь он из мальчика, пробующего писать, превратился в Поэта, признанного самим Державиным. Учась в Лицее, Пушкин начал печататься в литературном журнале — в «Вестнике Европы», под псевдонимом «Александр н. к. ш. п» было опубликовано его стихотворение «Другу стихотворцу». Ненавязчиво, вплетая в канву художественного изложения, Слонимский знакомит нас с фактами реальной биографии поэта, дает представление о его ранней лирике, о причинах, повлекших за собой написание того или иного стихотворения.
Кроме того, автор рассказывает о том, как создавался Царскосельский Лицей, какая обстановка царила там. Он погружает читателей в бытовые подробности жизни этого заведения: описывает, какую одежду носили лицеисты, что они ели, как развлекались. Все это делает жизнь далеких людей близкой и понятной современному читателю, а значит, заставляет нас сопереживать героям и, в конечном итоге, помогает полюбить Пушкина, его произведения, помогает поддержать интерес к его творчеству.
Повесть заканчивается окончанием Пушкиным Лицея. За это время в жизни юного поэта произошло много событий — Слонимский показывает, что во взрослую жизнь выходит уже вполне сформировавшийся человек и гражданин, обладающий четкой жизненной позиций, зрелыми взглядами. В дальнейшем они будут реализованы в его творчестве.
Но все это не делает портрет Пушкина скучным, унылым, по-академически серьезным. В «Юности Пушкина» он предстает перед нами, прежде всего, человеком, любящим жизнь во всех ее проявлениях — живым, непосредственным, горячим, эмоциональным, преданным своим друзьям и своим убеждениям. После прочтения этой повести остается светлое ощущение прикосновения к прекрасному. Она не только просвещает нас относительно юных годов Пушкина, его семьи, его жизни в Лицее, но и помогает погрузиться в мир русской литературы, лучше понять и полюбить ее, а, значит, и почувствовать гордость за свою родину, которая способна рождать поистине великих людей.
Поэтому я искренне советую прочитать повесть А. Л. Слонимского «Юность Пушкина». Думаю, что проведя время с этой, довольно редкой сейчас, книгой, читатели не только узнают много нового и полезного, обогатят свой багаж знаний и расширят кругозор, но и просто получат большое удовольствие от общения с великим литературным наследием России.
Отзыв на повесть А. Л. Слонимского «Юность Пушкина»