П. Воронько «Сказка о чугайстре»
Цель: обработать с учениками содержание сказки, формировать у детей умение анализировать произведение, развивать творческое мышление, навыки устной речи, активизировать познавательную мысль в ходе урока, учить выразительно читать произведение; пополнить знание учеников о литературной сказке; воспитывать патриотичные чувства.
Оборудование: портрет П. Воронько, портрет О. Палажченко, репродукции картин украинских художников о партизанах, иллюстрации, материалы периодической печати, портреты юных героев-партизан, опорные схемы.
Ход урока.
I. Мотивация учебной деятельности.
Вступительное слово учителя.
Какой праздник недавно отметил весь украинский народ? В честь какого праздника был военный парад в Киеве? (Годовщина освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков). Что вы знаете о Великой Отечественной войне? Какие книги о героической борьбе украинского народа против фашистов вы читали? Что вы знаете о партизанах-ковпаковцах? Какое произведение о юном партизане мы недавно читали? (О. Палажченко. «Василек»).
II. Объявление темы и цели урока.
Учитель. О борьбе отважных сыновей нашего народа — партизан рассказывают в своих произведениях писатели-земляки: В. Палажченко и П. Воронько — бывшие партизаны-ковпаковцы. Сегодня на уроке мы рассмотрим драматическую поэму П. Воронько «Сказка о Чугайстре». Этот урок мы посвятим годовщине освобождения Украины от фашистов.
Знакомство с П. Г. Воронько. (Сообщение ученика).
III. Предоставление необходимой информации.
1. Актуализация опорных знаний.
Как вы думаете, дети, почему П. Воронько свое произведение назвал сказкой? Что такое сказка? (Так как имеет сказочно-фантастический сюжет). Вы сызмала любите читать и слушать сказки. А почему вы любите сказки?
(Сказки учат нас, как надо жить, работать, уважать старших, дают мудрые советы, в сказках всегда побеждает добро и правда).
— Кто такой Чугайстер?
2. Слово учителя о красоте украинских Карпат, сказочный мир гуцул.
Карпаты — сказочный край, с густо-зелеными горами, с вечно шумящими горными реками и потоками; Карпаты — это загадочный уголок Украины, который населяют необыкновенные люди-гуцулы со своим мифологическим, сказочным миром — миром сказок, легенд, поверий, символов.
3. Сообщение учеников о сказочном герое гуцульских гор — Чугайстре.
С давних времен к нам дошли представления украинцев о злых духах (демонах). На Гуцульщине существует легенда о Чугайстре. Чугайстер — лесной человек, он выше пихт и появляется в белой одежде. К людям относится доброжелательно, но питается мясом нявок (лесных русалок), которое печет на огне.
Что такое тема? Назвать тему «Сказки о Чугайстре». (Партизанская война против гитлеровцев). Кого мы называем действующими лицами? Назвать действующих лиц произведения «Сказка о Чугайстре».
IV. Работа с текстом произведения.
Где и когда, какие именно события разворачиваются в произведении? (Пересказ содержания І действия поэмы. Подобрать заголовок к І действию).
4. Словарная работа (опорный конспект).
Почему эти слова употребляет П. Воронько? Что они означают? Как происходили события дальше? Кто главный герой произведения?
Чугайстер — Партизанский Генерал
Чугайстер — старый генерал (дед), командир всего партизанского соединения. Невысокий ростом, с белой бородой, черными густыми бровями. На седой шапке горит генеральская звезда. Из-под широкого зеленого плаща блестят золотом ордена. В руке у него длинная палка. Он и в самом деле чем-то напоминает сказочного Чугайстра. Чугайстер берет на себя роль сказочного добротворца. Чугайстер — легендарный, героический образ. Мудрый, добрый, мужественный, справедливый.
Сколько лет детям? (Юра и Аня — маленькие дети, доверчивые, искренние, переживают за людей, партизан). Какой поступок совершили они? (Героический). Почему поступок детей называем героическим?
Комиссар
Юра, Аня, ближе подойдите, Я обниму вас на прощание, дети, За ваши поступки, преисполненные любви, Две звезды дам вам, правда, не сказочные, Но, кому они украсят грудь, Того, хоть где, уважают наши люди. Растите счастливые.
— Какое впечатление произвело на вас произведение П. Воронько? (Произведение утверждает веру в победу справедливой борьбы партизан, добра над злом; произведение заканчивается так, как и сказка: добро побеждает зло).
5. Межпредметные связи на уроке.
О борьбе партизан в годы войны рассказывают не только писатели. Другие художники — художники, композиторы — создали картины и песни о партизанах.
Картины. 1. И. С. Ижакевич. «Партизаны в засаде». 2. Г. Герасимов. «Мать партизана». 3. В. А. Чеканюк. «Партизаны».
Песня П. Воронько «Партизанская».
6. Беседа по одной из картин (В. А. Чеканюк. «Партизаны»).
1) Какая тема из истории украинского народа отображена на картине?
2) Почему картина имеет название «Партизаны»?
3) Какой эпизод изображен художником?
4)Какие признаки войны воспроизведены на картине?
5) Какие цвета преобладают и почему? (По осеннему лесу уверенно идут фигуры народных мстителей. Багряно-красный цвет определяет спокойный и вместе с тем мажорно-поэтический порядок картины. Красный цвет усиливает эмоциональность картины, ее драматическое содержание. Красный — как кровь погибших, как отблеск зарев прошлой войны).
V. Итог урока.
Выставление оценок.
VI. Домашняя задача.
Прочитать произведение О. Столбина «Четверка с плюсом».
П. Воронько «Сказка о чугайстре»