«Падение», анализ повести Камю
Опубликованное в 1956 году «Падение» Альбера Камю относится к жанру философской повести. В этом произведении французский экзистенциалист попытался ответить на вечный вопрос: «В чем смысл человеческого существования»? Для ответа он выбрал форму монолога, исходящего из уст бывшего парижского адвоката Жана-Батиста Кламанса и нынешнего «судьи на покаянии».
Исповедь героя — своего рода анализ состояния современного автору общества.
Сюжетная линия «Падения» выполнена в форме потока сознания, изобретенного еще импрессионистами. Главный герой встречает в амстердамском баре «Мехико-Сити» своего соотечественника и в течение пяти дней рассказывает ему историю своей жизни. Жан-Батист — говорящее имя. В переводе с французского оно означает — Иоанн Креститель.
Только в отличие от библейского персонажа герой Камю далек от истинной веры и любви. Напротив, своей главной чертой он называет презрение к людям и любовь к самому себе. Вся жизнь Кламанса была направлена на поиск тех, кто обожал бы его.
И когда он разочаровывается в окружающих и самом себе, то не отказывается от своих грехов, а с удовольствием в них кается и начинает разыгрывать новую роль — высшего Судии. Устами Жана-Батиста автор показывает сущность современных ему европейцев, интересующихся только газетами и блудом. Главный герой «Падения» тоже не прочь отдаться чувственным наслаждениям, но истинная любовь ему незнакома. С женщинами он сходится легко, играя ту или иную роль, а когда пытается подойти к ним с правдой, то становится никому не интересен. Двойственность своей натуры Кламанс подчеркивает на протяжении всего рассказа: на поверхности он — благородный, стремящийся всем помочь адвокат, в глубине души — обычный себялюбец, серьезно воспринимающей в жизни только самого себя.
Муки совести ему знакомы постольку-поскольку, но одно событие — смерть молодой женщины в воде — мучает его всю жизнь. Отказав ей в помощи, он и переживает, и радуется тому, что все уже свершилось. Одинаково хорошо защищая в прошлой адвокатской жизни и вдов, и убийц, Кламансу лишен осознания истинного чувства вины.
Он лишь знает о его существовании, но в его душе нет настоящего покаяния — есть только стремление исповедоваться для того, чтобы обезопасить себя при осуждении других.
Название повести Камю, как и имя главного героя, глубоко символично. «Падение» здесь — это и физическое действие, совершаемое женщиной в черном, и то моральное разложение, которому подвергается душа главного героя, а в целом — и весь европейский мир. Несколько лихорадочно, но тем не менее четко, простыми фразами и предложениями, Камю показывает истинную сущность человеческой натуры. В своем монологе-исповеди Жан-Батист Кламанс периодически отходит от основной сюжетной линии , рассказывая о посторонних ему людях или рассуждая на философские и религиозные темы.
Главный мотив «Падения» связан с раскрытием абсурдности мира и человеческой натуры. Жан-Батист Кламан, грешивший поначалу в силу своего естественного, незаметного ему эгоизма, осознав себя как лицемера, не отказывается от своей сути, а находит новое оправдание для продолжения привычной ему жизни.
Как и большинство произведений экзистенциального толка, «Падение» формирует особую художественную картину мира. В центре его стоит человек с необычным психологическим складом, позволяющим ему по-новому раскрывать классические проблемы бытия. Показ окружающей действительности через призму эгоистических взглядов обнажает наиболее страшные человеческие пороки — те, которые не поддаются осуждению судом, как инстанцией, но противоречат добродетели.
«Падение», анализ повести Камю