Панорама французской прозы середины ХІХ века
Формирование реализма во французской литературе началось еще на границе ХVІІІ-ХІХ ст. Существенной особенностью литературного процесса во Франции середины XIX ст. является то, что реализм развивался во взаимосвязи и взаимодействии с романтизмом. И Стендаль, и Мериме, и Бальзак принимали участие в романтическом движении и совместно с романтиками боролись за «новое искусство» против классицизма, «старого искусства» феодально-абсолютистского общества. Однако если романтики полагались на воображение, которое было для них и средством постижения бытия, и художественной реализацией этого постижения, то реалисты, по словам Стендаля, признавали существование «железных законов» реальности и делали ударение на необходимости их познания.
В 30- 40-х годах ХІХ ст. во французской литературе определяются некоторые из основных реалистических течений, а именно социальное, или социологическое, и психологическое, зачинателями которых были соответственно Бальзак и Стендаль. Определяющей чертой социального, «бальзаковского», течения является то, что предметом изображения в нем выступает общество как целостность, его быт и обычаи, процессы и коллизии. Это не означает, что отдельная личность не интересовала Бальзака. Дело в том, что человек у него возникает, прежде всего, как «клетка» общества и на передний план выдвигаются его черты, соответствующие именно этой грани.
У Стендаля видим кое-что другое: в центре его внимания находится личность, которая вводится в общественно-историческую панораму. Собственно, Стендаль тоже не сомневался в том, что личность является частицей социума, но именно она интересовала этого писателя, прежде всего, и в его романах общество возникает, будто переломленным через личность, ее сознание, судьбу, психологию. Это и придает творчеству Стендаля характера психологического реализма. К этому течению принадлежал также Мериме, по крайней мере во второй, реалистический, период творчества. Проспер Мериме (1803-1870) начал свой творческий путь в середине 20-х годов ХІХ ст. как активный участник романтического движения.
Один за одним появлялись его произведения, не похожие на предыдущие по тематике и жанровой природе. Основным взносом Мериме во французскую реалистическую литературу является новеллистика. Собственно, ему принадлежит большая заслуга в развитии новеллистического жанра. Новеллистике этого художника присущи весомый романтический элемент, внутренняя связь с романтизмом, который объединяет его со Стендалем и Бальзаком. Наиболее выразительно эта связь показалась в интересе Мериме к экзотическому, исключительному, фантастическому, что стало важной составной структуры многих его новелл.
Преобладающая часть новелл написана на экзотические сюжеты, их героями выступают корсиканцы («Матео Фальконе», «Коломба»), испанцы и цыгане («Души чистилища», «Кармен»), итальянцы («Федерико»), литовцы («Локис»), негры («Таманго»). Концептуальную основу этих произведений представляет характерное романтическое противопоставление «естественного состояния» и цивилизации — не в пользу последней. Рубежом в истории французской литературы XIX ст. считается 1848 г., когда в стране произошла Февральская революция. Это событие, а также провозглашение Второй республики, государственный переворот 1851 г. и установление Второй империи оказали значительное влияние на литературный процесс, призвав к жизни новые явления и тенденции.
Самыми существенными среди таких изменений были переход ведущей роли к реализму, возникновение и распространение новых направлений и течений — натурализма, импрессионизма, символизма и неоромантизма, которые во французской литературе последних десятилетий XIX ст. выдвигаются на первый план. Романтизм не исчезает во Франции и во второй половине столетия, он продолжается в творчестве таких выдающихся писателей, как В. Гюго и Жорж Санд, но вместе с тем трансформируется в неоромантизм и символизм, который наиболее выразительно показывается в последней трети столетия. Переход к новому этапу реализма в французской литературе совпал с изменением поколений писателей-реалистов: в 1842 г. уходит из жизни Стендаль, в 1850-м — Бальзак, после 1848 г. постепенно замирает художественное творчество Мериме. Вместе с тем заявляет о себе новое поколение: Ж. Шанфлери и Л. Дюранти, которые в 60-х годах активно пропагандировали реализм и ввели в широкое употребление это название направления, Флобер, Э. и Ж. Гонкуры, со временем — Э. Золя, Ги де Мопассан, А. Доде и прочие. Центральной фигурой французской реалистической литературы 70-х годов XIX ст. был, бесспорно, Гюстав Флобер (1821-1880). Раннее творчество Флобера развивалось в русле «невменяемой романтики» — течения позднего французского романтизма, которое распространилось в 40-х годах. Во второй половине 40-х годов Флобер постепенно отходит от «невменяемой романтики» и становится на позиции реализма, но реализма другого типа, чем бальзаковский.
В сентябре 1851 г. писатель начинает работу над романом «Госпожа Бовари» — произведением, которое знаменует не только новый этап его творческой биографии, а и новый этап развития французской и европейских литератур. Однако это не означает, что с романтизмом было полностью покончено. Все было намного сложнее: Флобер переходит к другому стилю письма, разрабатывает «объективный метод» (который был воспринят в разных вариациях ведущими французскими писателями второй половины ХІХ ст. — братьями Э. и Ж. Гонкурами, Ги де Мопассаном, Э. Золя и другими), но в душе, в своем мировосприятии остается романтиком. Нетрудно заметить, что его объективность скрывает негодование и ненависть к действительности, и в том, с какой горечью и пренебрежением писатель изображает «жизнь цвета плесени», ощущается темперамент романтика.
То, что Флобер изображал в «Госпоже Бовари», не вызвало у него ни симпатии, ни увлечения. Наоборот, изображенный в произведении мир провинциального мещанства пробуждал у автора глубокое отвращение, на что он постоянно жаловался в письмах. Писатель ставил перед собой задачу «из человеческой гнили», из «жизни цвета плесени» создать произведение искусства, сделать интересной для читателей среду провинциальных обывателей, при этом отказавшись от арсенала литературных средств и форм, которыми пользовались его предшественники. Особое место в романе «Госпожа Бовари» занимает ростовщик Лере, который сыграл важную роль в судьбе главной героини. Ростовщики относятся к репрезентативным образам «Человеческой комедии» Бальзака, поэтому в изображении Лере со всей наглядностью раскрывается отличие Флобера от его предшественника. Лере меньше всего похож на бальзаковских «тигров» финансового мира, на того же таки Гобсека, в котором объединяются скряга и философ.
У Флобера ростовщик Лере обычный, будничный. Это мелкий хищник, паук, который тихонько плетет паутину, в которой запутывается неопытная Эмма Бовари. Дождавшись благоприятного момента, он набрасывается на свою жертву и подталкивает ее к самоубийству.
Ростовщик Лере дополняет картину «быта провинции» — без него она была бы не такой выразительной. Г. Флобер ошеломил читателей и критиков, заявив: «Эмма Бовари — это же я!». В одной парижской газете даже появилась карикатура, которая изображала писателя, мужчину почти двухметрового роста, с широченными плечами и могущественными усами, в легкомысленной дамской одежде своей героини. Однако заявление Флобера было не шуткой и не мистификацией. Это было признание в том, что, создавая образ госпожи Бовари, он опирался, в частности, и на собственный психологический опыт.
Писатель тоже переживал разрыв с окружающим миром, недовольство жизнью, желание другого, того, что конкретно не существует, правда, ощущая все это на несравненно высшем духовном уровне. В конце 60-х — в начале 70-х годов в французской литературе формируется натурализм. Генетически, т. е. по своему происхождению, и типологично, т. е. по типу художественного творчества, это направление наиболее тесно связано с реализмом.
Панорама французской прозы середины ХІХ века