Пауль Шаллюк — Альфред Андерш
Итоговыми в развитии прозы конца 50-х годов являются также романы «Рыжая» Альфреда Андерша и «Энгельберт Рейнике» Пауля Шаллюка. Для этих романов характерна идейная и композиционная связь настоящего и прошедшего, благодаря которой они приобрели бЛьшую историчность и реализм. Главные герои Андерша и Шаллюка преодолевают разочарованность и активно, сообща выступают с антифашистских позиций.
Пауль Шаллюк (1922-1976) в своих вышедших до той поры книгах «Если бы можно было кончить лгать» (1951), «Прибытие в ноль двенадцать» (1953), «Невидимые ворота» (1954) выдвигает моральное обвинение в недостаточном сознании индивидуальной политической ответственности. В романе «Энгельберт Рейнике» (1959) он обращается к общественно-политическим проблемам. Вышедший в 1967 году роман «Дон Кихот в Кельне» разоблачает манипулирование средствами массовой информации. Один «не-приспособившийся» всерьез принимает политико-моральные декларации «свободного демократического общества» и терпит крах.
Альфред Андерш (1914-1980) в романе «Рыжая» (1960) подводит итоги жизни своей героини.
Жена одного зажиточного мелкого буржуа убегает от нравственной тесноты и оппортунизма окружающего ее мира в романтическую бедность италь-224
Янских рыбаков. Самоиспытание героини дает возможность автору высветить господствующие моральные устои.
В ранних произведениях («Вишни свободы», 1951; «Занзибар, или Последняя опора», 1957) Альфред Андерш изображает с экзистенциалистских позиций конкретные исторические события, происходившие при фашизме, причем общественной ответственности он противопоставляет абсолютную непричастность к чему бы то ни было как миг свободы и предварительное условие для индивидуального самоосуществления.
Проблемы лишенного всяких связей, колеблющегося между общественными фронтами и различными возможностями существования интеллектуала присущи также роману «Эфраим» (1967). Хотя Андерш прибегает к глубочайшей самоиронии и всемерно иронизирует над нонконформизмом, он не находит альтернативы. В романе «Винтерспельт» (1974) он вновь отказался от такой позиции.
Пауль Шаллюк — Альфред Андерш