Печорин — герой или антигерой?
Объясняя образ Печорина, В. Г. Белинский сказал: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». Онегин — отражение эпохи 20-х годов XIX века, эпохи декабристов; Печорин — герой третьего десятилетия этого «жестокого века». Оба они — мыслящие интеллигенты своего времени. Но Печорин жил в тяжелую эпоху общественного гнета и бездействия, а Онегин — в период общественного оживления, и мог стать декабристом.
У Печорина этой возможности не было, поэтому Белинский говорит: «Онегин скучает, а Печорин страдает». Печорин по происхождению аристократ, он получил светское воспитание. Выйдя из-под опеки родных, Печорин «пустился в большой свет» и «стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями».
Легкомысленная жизнь аристократа ему вскоре опротивела. Так же, как Онегину, ему наскучило и чтение книг. После «нашумевшей истории в Петербурге» Печорина ссылают на Кавказ. Рисуя внешность своего героя, автор несколькими штрихами указывает на его аристократическое происхождение: «бледный, благородный лоб», «маленькая аристократическая рука», «ослепительно-чистое белье».
Печорин физически сильный и выносливый человек: «Широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни… не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными». В портрете героя отражены и внутренние качества: противоречивость и скрытность. Не удивительно ли, что, «несмотря на светлый цвет волос, усы его и брови черные» «глаза его не смеялись, когда он смеялся»? Печорин наделен незаурядным умом, критически оценивающим окружающий мир.
Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке современников он самокритичен: «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Он прекрасно разбирается в людях , не удовлетворяется сонной жизнью «водяного общества» и дает уничтожающие характеристики столичным аристократам.
Память Печорина насыщена сведениями из литературы и истории. В его дневнике мы находим цитаты из Грибоедова и Пушкина, названия произведений, имена писателей и литературных героев. Печорин безумно смел, он как бы играет с жизнью. Стоя на краю пропасти с незаряженным пистолетом, он подставляет грудь под выстрел Грушницкого.
И это делается только для того, чтобы «изведать предел подлости моего противника». Человек сильной воли и больших возможностей, Печорин страстно стремится к активной жизни. «Рожденный для высокой цели», он вынужден жить в томительном бездействии или растрачивать свои силы на поступки, недостойные настоящего человека. Даже острые приключения не могут его удовлетворить. Любовь приносит только разочарование и огорчение.
Окружающим он причиняет горе, и это углубляет его страдания. Вспомните, какова судьба Бэлы, Грушницкого, княжны Мери, Веры, Максима Максимыча. Однако, наряду с богатством душевных сил и одаренностью своего героя, Лермонтов раскрывает и такие качества Печорина, которые резко снижают его образ.
Печорин — холодный эгоист, он безучастен к страданиям других, и это характеризует его как индивидуалиста. Но самое тяжелое обвинение Печорину — отсутствие жизненной цели, бесплодность существования. Задумавшись над вопросом о цели своей жизни, он записал в «журнале»: «А, верно, она существовала и, верно, мне было назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». Нашел ли Печорин свое «высшее назначение»?
С пользой ли растратил свои «необъятные силы»? И не о подобных ли ему людях поколения 30-х годов позапрошлого века сказал Михаил Юрьевич Лермонтов в знаменитой «Думе»? …Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. Можно ли назвать Печорина героем в положительном смысле этого слова? Или, может быть, глубокая ирония скрыта в самом заглавии романа? Ответ на этот вопрос нужно искать в предисловии.
В нем Лермонтов совершенно категорически заявляет, что Печорин — «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Печоринство было типичной болезнью времени.
Печорин — герой или антигерой?