Печорин — «тайна за семью печатями»?
Лермонтова называют ночным светилом русской литературы, и это не случайно. Во всех его произведениях ощущается какая-то лунная грусть — тяжелый отпечаток «эпохи безвременья». Поэтому и герои Лермонтова основной чертой своего характера имеют трагическую отрешенность, отторженность от высшего мира.
В стихотворениях «Из-под таинственной, холодной полумаски», «Выхожу один я на дорогу…» и других Лермонтов не наделяет своих героев какими-то определенными чертами, можно сказать, что они безлики и в чем-то автобиографичны. В романе » Герой нашего времени», в отличие от этих стихов, главный герой имеет свои привычки, и желания, и капризы. Печорина нельзя назвать и автобиографичным персонажем, ведь, как говорит сам Лермонтов, в нем собраны пороки всего поколения.
Но, несмотря на собирательность образа, отражающего трагедию целого общества, Печорин является «лишним» человеком, вставшим в ряд с такими яркими «отторженцами», как Онегин, Раскольников и Ромашов.
Не случайно Лермонтов начинает свой Роман с предисловия. Он догадывался, какая последует реакция, ведь не готова еще была читающая публика того времени адекватно воспринять новую форму литературного произведения — роман психологический. Лермонтову вообще свойственна склонность к обращению более к такой стороне человеческого бытия, нежели к тому, что лежит на поверхности, поэтому он рассматривает своего героя как с точки зрения собирательности его образа, так и его неповторимости, индивидуальности.
Создать такой противоречивый образ было, естественно, нелегко; чтобы полнее раскрыть и показать читателю всю сложную мозаику души Печорина, Лермонтов использует и традиционные методы , и нестандартные, даже новаторские . Этой общей цели писатель подчиняет и сюжетную линию, и композицию романа: выстраивает главы не в хронологическом порядке, что позволяет и подойти к герою постепенно, и не упустить ни единого штриха в его образе.
Впервые Лермонтов знакомит нас со своим героем в главе » Бэла», где мы узнаем о трагической судьбе черкешенки, которая была обменена на коня и попала в руки к Печорину. Здесь автор и начинает понемногу приоткрывать завесу над этим человеком, о котором Максим Максимыч сказал: «Славный был малый, только немножко странен». Этим скупым «странен» в устах ближайшего товарища Печорина Лермонтов показывает, насколько характер героя был сложен для понимания, поэтому писатель отказывается от его прямой характеристики, а предоставляет это нам, обращая самое пристальное внимание на поступки Печорина. Автор столкнул его с самым верным испытанием — любовью.
И его Печорин с легкостью преодолевает, раскрывая свою главную особенность — иммунитет к возвышенным чувствам. В этой любви Лермонтов впервые открывает двойственность своего героя, выразив ее в одной реплике: «Я отдам за нее жизнь — только мне с нею скучно». Детское неприятие скуки и зрелая готовность расстаться с жизнью ставит читателя в тупик. Но этого и добивается Лермонтов, для него важно, чтобы герой создавал двоякое впечатление: с одной стороны, поступок Печорина нельзя назвать ничем иным, как подлостью, с другой — его можно понять, ведь сердцу не прикажешь, тем более вольному сердцу. После гибели Бэлы Максим Максимыч — духовный антипод Печорина — упрекает его в холодности. «Я умер бы от горя…» — говорит он.
Лермонтов специально сталкивает этих людей, так как на фоне мягкого и доброго характера Максима Максимыча наиболее контрастно вырисовывается эгоцентрическая натура Печорина. Его выходками и словами, в которых сквозит пренебрежение к человеку, Лермонтов дразнит наше самолюбие, чтобы мы сумели правильно оценить и понять сущность героя, оказавшись в числе тех, кого он считает ниже себя.
Вторая глава — «Максим Максимыч» — имеет чрезвычайно важное значение в осмыслении образа главного героя, так как именно в ней автор поместил его психологический портрет, позволяя представить Печорина уже не как героя рассказанной истории, а как реального человека, и давая возможность сравнить ассоциации из первой главы с оригиналом. Впрочем, и здесь портрет несет какую-то раздвоенность: «Его глаза не смеялись, когда он смеялся. Это признак или злого нрава, или глубокой грусти». Так что же все-таки таится в душе Печорина — злоба или грусть?
И ответ на этот вопрос Лермонтов предлагает читателю дать самому, как бы увлекая в дальнейшее повествование. Но остановимся на портрете: крепкое телосложение и женская нежность кожи, тяжелый взгляд и детская улыбка, явная выносливость и утомленность бальзаковской кокетки. Так Лермонтов еще раз указывает на сложность характера своего героя, давая нам понять, что образ Печорина нужно рассматривать с разных точек зрения, не акцентируя внимания только на душевной уязвимости героя или его эгоизме.
Именно с такой позиции нужно воспринимать сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем. В их психологическом диалоге Лермонтов заложил материал для раскрытия и понимания характера героя, имеющий не меньшее значение, чем целая повесть «Бэла».
Наиболее детально духовный мир своего героя Лермонтов изучает на страницах его дневника, помещая в него как философские рассуждения героя, так и самокритику, чем создает в русской литературе новый тип мыслителя-рационалиста, предшественника Базарова. «Журнал Печорина» — это исповедь страдающего вампира, который не может не пить кровь, иначе умрет. Вот так, чтобы не умереть со скуки и обогатить свои впечатления, он вступает в игру, невольными участниками которой становятся молодая княжна и приятель Печорина Грушницкий. В игре победитель получает удовольствие, а проигравшие что-то теряют: княжна Мери — влюбленность, Грушницкий — жизнь. Теперь Лермонтов ясно дает понять суть натуры своего героя — он игрок, и ставки его велики: жизнь, честь, счастье. Именно поэтому, как психологическое сопровождение поступков героя, автор мастерски рисует пейзаж, полный опасностей: горы, ущелье, бурные потоки; во всем этом тоже риск, азарт русской рулетки.
Но куда тратит Печорин свои силы? В пустоту. И в этом Лермонтов видит главную трагедию не только своего героя, но и своего времени, и эта трагедия не выдуманная, не фарсовая. Чтобы доказать это, Лермонтов дарит Печорину двойников — Грушницкого и Вернера. И в сравнении с ними — с офицериком, претендующим на роль рыцаря, и слабосильным доктором, который только и презирает людей, что от своего бессилия, — Печорин является действительно совершенством в своей трагедии.
Его можно было бы назвать и несчастным, но Лермонтов, рисуя Печорина крайним эгоцентристом, отделяет его от истинно страдающих людей: Казбича, Бэлы, княжны Мери и Максима Максимыча.
Но все же полной картины в понимании героя писатель не дает. Даже определение Печорина как игрока или страдающего вампира не позволяет постичь его глубоко. Монолог-признание Печорина перед княжной позволяет читателю делать совершенно несовместимые выводы, изображая его в наших глазах либо злодеем, либо рыцарем. И то, каким предстанет он перед нами, зависит от нашего склада ума, мировоззрения. И это, безусловно, гениальный шаг, который сделал Лермонтов, позволив читателю наделять героя чертами, близкими своему собственному характеру.
Вот в чем кроется секрет неразгаданности его образа, актуальности романа и в наши дни. Ведь так и не получен единый ответ: кто он, Печорин, — несчастье или несчастный?
Силой своего таланта Лермонтов создал образ, который до сих пор остается «тайной за семью печатями».
Печорин — «тайна за семью печатями»?