• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Пейзаж как средство психологического анализа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

 

Пейзаж как средство психологического анализа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Использование писателем картин природы всегда обогащает произведение в идейном и художественном отношениях. Пейзаж может выполнять огромное число самых разнообразных функций: он незаменим для тонкого психологического анализа состояния героев, для усиления картин каких-либо событий, яркой характеристики обстановки, в которой развертывается то или иное действие. Картины природы могут служить для выражения какой-либо мысли автора или его чувств и переживаний, выполнять идейно-композиционную роль, т. е. помогать раскрытию идеи произведения.

По созданию того или иного пейзажа можно судить об отношении автора к своим героям, о его взглядах на природу, о ее роли в жизни общества и человека. Поэтому пейзаж является одним из основных средств психологического анализа. На мой взгляд, наиболее ярко картины природы Л. Н. Толстой изобразил в романе «Война и мир».

Природа для автора эпопеи — это высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов и истинных ценностей. Человек «естественный», близкий к природе, был идеалом писателя. Поэтому одной из важных характеристик героев Толстого является их отношение к природе. В романе «Война и мир» мы ни разу не видим Элен, Анну Павловну, Жюли Курагину, князя Василия на лоне природы, так как это не их стихия.

Они не любят природы, не понимают ее высокого смысла. Духовно опустошенные, нравственно уродливые, они если и говорят о природе, то натянуто и фальшиво. Но совсем иначе воспринимают этот гармоничный мир главные герои романа, близкие к идеалу писателя — «естественному человеку». Это люди духовно красивые, ищущие счастья, внутренне близкие к народу, мечтающие о полезной деятельности. Их жизненный путь — это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру.

Богатство внутреннего мира, «диалектику души» этих героев Толстой раскрывает через их восприятие природы. Например, духовная красота Наташи Ростовой, поэтичность ее натуры проявляются в отношениях героини к природной стихии. Природа органично входит в жизнь «ищущих» героев Л. Н. Толстого, переплетается с их мыслями и переживаниями, иногда помогает переосмыслить, пересмотреть свою жизнь и даже круто изменить ее.

Толстой часто использует пейзаж для анализа душевного состояния князя Андрей в минуты его душевной подавленности или эмоционального взлета . Природа часто помогает и самому герою узнать свое состояние, разобраться во всем Картина природы воссоздает обстановку, характеризующую начало Бородинского сражения: солнце, брызнувшее на поля из-за тумана, послужило Наполеону сигналом к выступлению. Пейзаж в освещении войн, битв, сражений несет у Толстого главную идейную нагрузку, выявляет характер войны, отражает точку зрения автора на происходящее. Таковы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» функции пейзажа, для воссоздания которого автор использовал различные художественные особенности.

Раскрывая внутренний мир героев, писатель рисовал картины природы, созвучные душевным переживаниям того или иного образа, или контрастно противопоставлял состояние души героев и природу, чтобы оттенить глубину внутренних волнений персонажей. Таким образом, пейзаж помогает проанализировать душевное состояние героя, картины природы рисуют обстановку, в которой происходят события, выражают мысли, чувства и переживания самого автора. И, конечно, созданные писателем яркие, красочные картины природы прекрасны в художественном отношении. Ночь в Отрадном и небо Аустерлица, картина охоты и описание дуба — лучшие страницы романа… Тяжелая душевная травма приводит Андрея Болконского в отчаяние, он теряет смысл жизни, но через некоторое время мы видим духовное возрождение героя.

Оно связано с его восприятием оживающей весенней природы, когда и молоденькие березы и старый сердитый дуб чувствуют прилив энергии и жизненных сил. Замечательное описание осенней природы связано с картиной охоты в Отрадном: «Уже зеленя уклонились и ярко-зелено отделились от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и светло-желтого ярового жнивья с красными полосами гречихи. Вершины и леса… стали золотистыми и ярко-красными островами посреди ярко-зеленых озимей». Эта русская поздняя осень возбуждает в человеке какую-то внутреннюю духовную силу.

Кроме того, она созвучна страстному увлечению людей охотой, музыкой, плясками, которые Толстой искусно отображает в романе. Светлая ясная природа дает человеку радость и силу и делает очень непонятными действия людей, убивающих друг друга. Утро Бородинской битвы «было ясно, свежо, росисто и весело. Солнце, только что вырвавшееся из-за тучи, заслонявшей его, брызнуло до половины переломленными тучей лучами через крыши противоположной улицы, на покрытую росой пыль дороги, на стены домов». Пьер в это время видит панораму Бородинского поля: «Косые лучи яркого солнца кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотыми и розовыми оттенками свет и темные, длинные тени».

А затем эту чудесную картину русской природы сменяет страшный вид поля: «Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь.

Что вы делаете?» «Суровый российский климат воспитал крепких, выносливых, но в то же время душевных людей. От дальнего, шагов за сто, костра послышался дружный, веселый хохот: там русские солдаты кормили кашей полузамерзшего француза, и один из них старался подражать французскому говору. Все они радовались, что могут помочь человеку, забыв, что недавно он был их врагом». «И все затихло. Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе.

То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем-то радостном, но таинственном перешептывались между собой». Казалось, сама природа сочувствует проявлению простого доброго, дружеского чувства. Каждому из любимых толстовских героев открывается «высокое бесконечное небо» — символ возвышенных стремлений.

Пейзаж в романе обретает философский смысл и играет важную композиционную роль.



Пейзаж как средство психологического анализа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Другие сочинения по теме:

  1. Мастерство психологического анализа в романе Л. Толстого «Война и мир» Л. Н. Толстому удалось совместить в одном романе, пожалуй, целых два: исторический роман-эпопею и психологический роман. Страница за страницей раскрывают...
  2. Мастерство психологического анализа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Л. Н. Толстой принадлежит к числу тех писателей, которые очень точны и психологически верны в своих авторских оценках, прежде всего...
  3. Пейзаж в раскрытии авторского замысла в романе «Война и мир» Нельзя не обратить внимание на пейзаж в романе «Война и мир», потому что лучшие герои Л. Н. Толстого и лучшие...
  4. Мир природы в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода,...
  5. Пейзаж и его роль в романе Лермонтова «Герой нашего времени» В романе щедро показаны картины кавказской природы. Превосходный знаток Кавказа, Лермонтов дает в романе ряд зарисовок Военно-Грузинской дороги , Тамани...
  6. Природа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Автор романа «Война и мир» предстает в своем повествовании как художник, мыслитель, историк и проповедник, как представитель дворянского сословия и...
  7. Роль пейзажа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Роль пейзажа Пейзаж в романе «Война и мир» является одним из главных художественных средств. Использование писателем картин природы обогащает произведение...
  8. Образ «высокого неба» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Война и мир Толстой Л. Н Образ «высокого неба» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Неправда, что у человека нет души. Она есть, и...
  9. Пейзаж в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени Большую роль в романе «Герой нашего времени» играет пейзаж. Отметим очень важную его особенность: он тесно связан с переживаниями героев,...
  10. Образ неба в романе Л. Толстого «Война и мир» В «Войне и мире» очень большую роль играет пейзаж, но пейзаж не совсем обычный. Описаний природы, таких, как в романах...
  11. Война в изображении Льва Толстого в романе «Война и мир» Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни… Л. Н. Толстой Чтобы разобраться в многообразии героев и в сложных...
  12. Утонченность психологического анализа в «Любви Свана» Сочинение по роману «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста. История Свана занимает в романе значимое место. Сван — сын очень...
  13. Владимир Винниченко — мастер психологического анализа Выдающийся украинский писатель В. К. Винниченко начал художественное творчество в эпоху социальных бур и потрясений — в начале ХХ столетия....
  14. Пейзаж в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Одна из основных пейзажных функций в романе — дать информацию о персонаже, от лица которого дается описание природы, раскрыть какие-то...
  15. «Настоящая жизнь» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Война и мир Толстой Л. Н «Настоящая жизнь» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» «Настоящая жизнь»… Что же это такое, какую жизнь можно назвать...
  16. Красота человеческих отношений в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Л. Н. Толстой с его огромным литературным наследием относится к числу явлений вечно развивающихся: каждое время, каждая эпоха по-своему воспринимает...
  17. РУССКИЙ ПЕЙЗАЖ В РОМАНЕ ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» Когда-то Достоевский сказал: «Красота спасет мир». Наша современная действительность нуждается в спасении: в трудных материальных условиях человек должен найти точку...
  18. Портретная характеристика в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Сочинения по литературе: Портретная характеристика в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Жанр романа Л. Н. Толстого «Война и...
  19. Роль пейзажных описаний в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Описание природы традиционно в русской литературе. Вспомним Тургенева — мастера пейзажа, романтическую природу Пушкина, Лермонтова, философский подход к ней у...
  20. Русское дворянство в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» В созданной Толстым грандиозной картине русской жизни первой четверти XIX века важное место занимают не только образы отдельных представителей дворянства...
« Особенности стиля повести А. Платонова «Котлован»
Вопросы и ответы к теме «Пушкин-ли­цеист» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения