Пейзажная лирика в творчестве Пушкина и Лермонтова
План. I «Источник чистый вдохновенья». II «Союз волшебных звуков, чувств и дум». (А.
С. Пушкин) 1. Особое место пейзажной лирики в творчестве А. С. Пушкина. 2. Неразрывная связь социальной темы и природы в творчестве М. Ю. Лермонтова. III «Умение вокруг увидеть красоту». Одним из аспектов, волновавших человечество многие века, является проблема взаимодействия человека и природы. Русская поэзия необычайно богата размышлениями на эту тему.
В поэзии 18 века это направление трактовалось однозначно: человек и природа порождены одной Божьей силой, между ними не может быть никакого разлада, а в лирике 19 века все чаще природа выступает как сила то грозная, то умиротворяющая, способная помочь человеку понять себя. Творчество Великого русского поэта 19 века А. С. Пушкина связано с природой: поэт тонко чувствовал прекрасное в природе. Л. Толстой отмечал, что чувство красоты у Пушкина развито до высшей степени. Благодаря этому чувству поэт создал свои лучшие произведения, в которых он искусно описал красоты пейзажа.
Так, например, Пушкин рисует «торжественную красу» моря, которая его вдохновляет, в стихотворении «К морю» . В произведении явно прослеживается влияние стихии на рассказчика: Ты ждал, ты звал… я был окован; Вотще рвалась душа моя: Могучей страстью очарован, У берегов остался я… Для поэта морская стихия — олицетворение свободы, которой противостоит «скучный, неподвижный брег», тем сложнее автору оставить море, его гул, скалы, «заливы, и блеск, и тень, и говор волн».
В этом стихотворении автор требует действия, сравнивая себя со стихией. Но по мере творческого взросления поэта его отношение к природе проявляется с новой стороны. В стихотворении «Осень» поэт описывает все четыре времени года.
Автор сопоставляет их, ища характерные черты, связанные с человеком и влияющие на него: весна — пора, когда «кровь бродит», когда чувства берут верх над разумом; лето — период, когда из-за зноя, пыли, комаров и мух человек не способен ни о чем думать, мыслит «лишь как бы напоить, да освежить себя»; зима вызывает у Пушкина более приятные чувства, автор упоминает о зимних праздниках и радостных моментов этого времени года, особенно подчеркивает, что русский человек не может жить без холода, ценит и любит мороз. Но главная любовь поэта — это осень, ей он отводит больше всего места в стихотворении. Автор описывает это время как наиболее умиротворяющее, когда у человека появляется время на обдумывание, осмысление впечатлений, накопленных за год.
Для А. С. Пушкина осень — период пробуждения фантазии, период подъема душевных и поэтических сил: И забываю мир — и в сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем, И пробуждается поэзия во мне: Душа стесняется лирическим волненьем… Другим представителем поэзии «Золотого века», несомненно, является М. Ю. Лермонтов. Его творческий путь начинается со стихотворения «На смерть поэта» , которое относится к социальной лирике. Оно определило направление творчества писателя.
Все стихотворения Лермонтова, в той или иной степени, связаны с темой одиночества, трагизма, отверженности, социальной неустроенности, поэтому трудно назвать стихотворение, однозначно принадлежащие к пейзажной лирике. Пожалуй, одним из стихотворений, где прослеживается связь человека и природы является «Выхожу один я на дорогу» . В нем автор рассказывает о прекрасном сне природы, признается, что сам бы «хотел забыться и заснуть». Поэт понимает, что его поиски свободы и покоя похожи на поиски смерти, поэтому Михаил Юрьевич пишет, что хочет заснуть: Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб дыша вздымалась грудь… Этим стихотворением Лермонтов хочет сказать, что ему необходимо отдохнуть, перестать чувствовать потерянность, оторванность от людей, одиночество. Потерянность и одиночество показаны на фоне прекрасной природы: Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сияньи голубом… Можно заметить, что герой стихотворения и природа находятся в явном диссонансе. Такой же диссонанс прослеживается и в более раннем стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» .
Первые две строки каждой строфы рассказывают о спокойном морском пейзаже: Под ним [парусом] струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А остальные строки повествуют об одиноком парусе, который «просит бури». В этих строфах явно прослеживается сравнение человека с парусом — одиноким мятежником.
Можно сказать, что в этом стихотворении объединены две темы: тема природы и тема одиночества, что в общем, типично для творчества Лермонтова. Пейзажная лирика, несомненно, играла важную роль в творчестве русских поэтов 19 века. Такие поэты как Ф. И. Тютчев и А. А. Фет, М. Ю. Лермонтов и А. С. Пушкин писали о красоте родной природы, проводили параллели между явлениями природы и чувствовали человека, искали в родной природе вдохновения..
Описание природы помогает читателю понять психологическое состояние героев, прочувствовать трагизм их судьбы. Еще одной важной особенностью пейзажной лирики является ее острое социальное звучание.
Пейзажная лирика в творчестве Пушкина и Лермонтова