Пейзажная лирика в живописи и поэзии
Пейзаж — традиционный жанр искусства. Родная природа всегда была предметом гордости для русского человека, предметом его восхищения и любования. Много прекрасных пейзажей было создано русскими художниками , русскими музыкантами , русскими поэтами . Думаю, характеризуя произведения этих творцов, посвященные русской природе, можно сказать о том, что в них присутствует «лирика». Что это значит?
В каждом из этих творений присутствует чувство художника. Создатель изображет пейзаж, испытывая при этом радость, волнение, восхищение, щемящую тоску по дому и так далее. Это чувство негромкое, но оно идет из глубины души человека и очень искренно. Пейзажной лирикой наполнена, например, картина В. Мещкова «Золотая осень в Карелии». Художник раскрыл особую поэзию северной природы, суровой и строгой.
На мой взгляд, на этом полотне особенно радуют глаз золотисто-зеленые тона. Именно они передают то состояние природы, которое хотел запечатлеть художник, — золотую осень. Пусть солнечный свет с трудом пробивается сквозь серую завесь густых северных облаков, пусть в пейзаже много темных тонов, но желтая листва всех оттенков создает праздничное, светлое настроение.
Золотистые краски помогают увидеть всю прелесть «бабьего лета», с особой силой почувствовать красоту карельской природы, ее необычность. В русской поэзии о пейзажной лирике можно говорить, рассматривая творчество И. А. Бунина. Природа в его стихах — неизменный источник гармонии и оптимизма. Автор уверен, что только в единении с природой, в полной слиянии с ней человек может почувствовать свою связь жизнью вселенной.
Лучшим поэтическим произведением Бунина является поэма «Листопад» , отмеченная Пушкинской премией. В ней четко выявились все особенности бунинского поэтического «слога» — детализация, лаконизм, удивительная точность, образность и поразительное многообразие красок и оттенков: Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Для того чтобы полнее и ярче передать всю красоту русской «золотой осени», свое восхищение ею, поэт обильно использует средства художественной выразительности. Основными среди них являются эпитеты, метафоры и сравнения: березы желтою резьбой; как вышки, елочки темнеют; просветы в небо, что оконца; Осень тихою вдовой вступает в терем; воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра и так далее. Литературоведы отмечали, что поэт в слове так точно передавал особенности пейзажей, которые описывал , что по ним легко угадывалось, какая это местность .
Именно поэтому мы можем сравнивать стихотворения Бунина с картинами живописцев — в них все также точно, зримо и эмоционально: «Плывут узоры туч прозрачною фатою В пустынных небесах, высоко над землей», «Сонный туман на лугах серебрится, Черный камыш отсырел и дымится, Ветер шуршит камышом», «И река в берегах чуть видна… Где-то мельница глухо шумит… Спит село».
Таким образом, неотъемлемой чертой настоящего пейзажа является лирика, то есть искреннее чувство художника, передающее его отношение к природе, которую он описывал. Именно лирика одухотворяет произведение искусства, заставляет уделить ему внимание и проникнуться теми эмоциями, что вложил в них автор.
Пейзажная лирика в живописи и поэзии