• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Cочинения по литературе > Пересказ повести Карамзина «Наталья, боярская дочь»

 

Пересказ повести Карамзина «Наталья, боярская дочь»

В «Наталье, боярской дочери» создана картина «идеальной» монархии, где царь радел единственно о благополучии своих подданных, был милостив и снисходителен, где привлекательная простота нравов выгодно отличалась от распущенности и развращенности екатерининского двора, а приближенный государя был верным и полезным ему советником, не пользовался своим положением для корыстного интриганства, не разворовывал государственной казны, был покровителем и «заступником бедных соседей». Карамзин тем самым доставлял читателю материал для сравнения идеализированного прошлого с мрачной современностью, помогал ему яснее увидеть глубоко порочную реакционность екатерининского самодержавия.

Картина «государственной» гуманности и справедливости, начерченная в «Наталье, боярской дочери» быть может, несколько робко, но довольно недвусмысленно, показывала Екатерине II и ее фаворитам, какими должны быть монархия, сама императрица и ее приближенные.

Действие в повести, как это можно понять по ряду указаний и намеков, происходит во вторую половину XVII века, вероятнее всего, в царствование Алексея Михайловича. В «Наталье, боярской дочери» царь изображается не только «чувствительным», но и «благочестивым»,, утешающим своих подданных в их несчастьях, способным разгневаться, лишь встретив нарушение справедливости и правосудия.

Для Карамзина были характерны сочувственное отношение к личности Алексея Михайловича и идеализация его правления и позже. Так, в статье «О Тайной канцелярии», полемизируя с «легким французским автором» Левеком и «иностранным профессором Русской истории» Шлецером, утверждавшим, что при Алексее Михайловиче существовала Тайная канцелярия, Карамзин писал: «Как! Царь Алексей Михайлович, добрый и человеколюбивый, основал страшное судилище? Для чего? какие чрезвычайные опасности и заговоры могли оправдать сие учреждение? В царствование славное и кроткое подняло голову чудовище? при Государе, которого Бояре Русские окружали с любовью и почтением (ибо он не казнил и не душил их подобно Ивану Васильевичу, не боялся их подобно Годунову, не равнялся с ними подобно Шуйскому, и царствовал смелее, надежнее своего родителя) — при Государе, который иногда (например, во время Новгородского и Псковского мятежа, во время двух бунтов московской черни) умел быть правосудным, но всегда любил прощать и миловать?»

Однако (как свидетельствуют документы) Алексею Михайловичу были свойственны также и совсем другие черты характера, если не ускользнувшие от внимания писателя, то не импонировавшие ему и сознательно им не показанные. В царствование Алексея Михайловича Тайной канцелярии не существовало, однако широко практиковались и были обязательны для населения изветы (доносы), «слово и дело государевы». «Гораздо тихий», царь был, оказывается, весьма вспыльчивым, нередко бранился, и устно и письменно, прибегал даже к рукоприкладству. На одном из заседаний Боярской думы царь изругал, побил и пинками вытолкал из комнаты своего тестя, боярина И. Д, Милославского. Избил также царь и старика Р. М. Стрешнева за то, что тот отказался вместе с ним «отворить» себе кровь.

В связи с идейным замыслом автора значительной идеализации подвергся и другой «исторический» персонаж повести — боярин Матвей Андреев. По своему высокому государственному положению боярин Матвей соответствует приближенному Алексею Михайловичу — боярину А. С. Матвееву, игравшему при царе важную роль.

Подобно «чувствительному», «благочестивому» царю повести, многими «добродетелями» наделен и боярин Матвей — «человек богатый, умный, верный слуга царский и, по обычаю русских, великий хлебосол». Владелец многих поместий, он «был не обидчиком, а покровителем и заступником своих бедных соседей». Но как боярин Матвей осуществляет государственную службу, как работает на «благо общественное», этого Карамзин в повести не показывает, утверждая лишь, что «наградой добродетелей» боярина были «любовь народная, милость царская». Характерно все же, что Карамзин ставит на первое место «любовь народную», а «царская милость» оказывается на втором.

Каково же было действительное отношение широких народных масс к царским приближенным (в частности к «ближним боярам» Алексея Михайловича), убедительно свидетельствуют исторические документы. В них же дается и правдивая характеристика царских приспешников. С особой силой ненависть к ним народа проявлялась в периоды наиболее резких обострений классовой борьбы — во время народных восстаний, волнений.

Следует отметить, что и боярин А. С. Матвеев, возможный прототип боярина Матвея в повести Карамзина, также подвергся насильственной смерти 15 мая 1682 г. во время дворцового переворота, произведенного Милославскими с помощью стрельцов. Но выступление стрельцов 1682 г. не было простым дворцовым переворотом: совместно со стрельцами выступили посадские люди, холопы и крепостные крестьяне, разгромившие Судебный и Холопий приказы.

Карамзину в лице боярина Матвея не удалось создать образ видного государственного деятеля. При всем сочетании в нем многих добродетелей, боярин Матвей — образ бледный, расплывчатый. Этот «государственный муж» обычно лишь проливает обильные слезы: то горькие и печальные, то нежные и радостные. Но для понимания идейной направленности повести «Наталья, боярская дочь» этот схематичный образ имеет не меньшее значение, чем идеализированный в повести образ царя.

Разумеется, «исторический» материал, включенный в повесть,- это только фон, на котором развивается типичный сентиментальный сюжет о развитии взаимного чувства двух молодых людей. Но существенно отметить еще раз тот факт, что благополучная развязка в судьбе героев, достижение ими взаимного счастья обусловлены прежде всего той «общественной» гармонией, которая якобы царила в прошедшие времена.

И еще одну цель преследовал Карамзин, обращаясь к историческому прошлому русского народа и противопоставляя его своей современности,- осуждение «чужебесия» (как тогда называли раболепное преклонение перед всем иностранным), получившего в среде русского дворянства широкое распространение.

Выступая против раболепствующей перед Западом части современного ему общества, Карамзин напоминает читателю о героическом прошлом, о преданности родине русского народа. Устами боярина Матвея, одного из действующих лиц повести, писатель дает глубоко патриотическую характеристику мощи и силы русского войска, несокрушимости Русского государства: «Государь! надейся на бога, и на храбрость своих подданных, храбрость, которая отличает их от всех иных народов. Страшно разят мечи российские, тверда, подобно камню, грудь сынов твоих — победа будет всегда верною их иод-ругою».

В этом плане повесть должна быть включена в тот процесс борьбы передовых писателей XVIII века, которую они вели за подъем национального самосознания среди русских читателей.



Пересказ повести Карамзина «Наталья, боярская дочь»

Другие сочинения по теме:

  1. Краткое содержание повести Карамзина «Наталья, боярская дочь» Рассказчик тоскует о временах, когда «русские были русскими», а московские красавицы носили сарафаны, а не щеголяли в галло-саксонских нарядах. Чтобы...
  2. Композиция повести Карамзина «Наталья, боярская дочь» Несложности сюжетной линии соответствует ограниченное число действующих лиц. Перед нами проходят добрый «сказочный» царь, его добродетельный приближенный — боярин Матвей,...
  3. Образ главной героини в повести Карамзина «Наталья, боярская дочь» Все же не следует преувеличивать «общественный» и «исторический» элементы повести: ее основными структурообразующими факторами являются раскрытие чувств, установление психологической мотивации...
  4. Исторические повести Карамзина В 1795 г. А. И. Мусин-Пушкин нашел «Слово о полку Игореве». Одним из свидетельств усилившегося в России во второй половине...
  5. Своеобразие повести Карамзина «Марфа Посадница» Поэтизация республиканских доблестей древнего Новгорода в «Марфе Посаднице» особенно очевидна в случаях, когда Карамзин умышленно отходит от фактов, хорошо известных...
  6. Главная тема повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Для Карамзина деревня становится очагом природной нравственной чистоты, а город — источником разврата, источником соблазнов, способных эту чистоту разрушить. Герои...
  7. Психологический конфликт в повести Карамзина «Бедная Лиза» Лучшей повестью Карамзина справедливо признана «Бедная Лиза» (1792), в основу которой положена просветительская мысль о внесословной ценности человеческой личности. Проблематика...
  8. Головна тема повести Н. М. Карамзина «Бідна Ліза» Для Карамзина село стає вогнищем природної моральної чистоти, а місто — джерелом розпусти, джерелом спокус, здатних цю чистоту зруйнувати. Герої...
  9. Проблематика повести «Остров Борнгольм» Карамзина В основе повести — тема преступной любви брата и сестры, т. е. очевидное нарушение разумных и «естественных» границ любовной страсти....
  10. Сочинение по повести Карамзина «Бедная Лиза» Сентиментально-психологическая повесть «Бедная Лиза» (1792) принесла Н. М. Карамзину славу и сделала его кумиром читающей публики. Место действия повести —...
  11. Творческие особенности сентиментализма в лирике Карамзина «Меланхолия. (Подражание Делилю)» (1800) — стало программным для сентименталистов. В нем описывается то состояние души, в котором человек может найти...
  12. Обзор творчества Н. М. Карамзина 1. Карамзин-историк. 2. Карамзин и русский сентиментализм. 3. Поэтическое наследие писателя. 4. Публицистика Карамзина. История в некотором смысле есть священная...
  13. Эволюция мировоззрения героя в повестях Карамзина История русской сентиментальной прозы XVIII в. существенно отличается от истории прозаических жанров XIX в, В XIX в. сначала появляются повести,...
  14. Краткое содержание повести Карамзина «Марфа-Посадница» Вот один из самых важнейших случаев российской истории: мудрый Иоанн III должен был для славы и силы отечества присоединить область...
  15. Основной характер поэзии Карамзина Сам Карамзин так сформулировал задачу поэта: «Он верно переводит все темное в сердцах на ясный нам язык, Слова для тонких...
  16. Творческие противоречия в творчестве Карамзина Положительные тенденции сентиментальной прозы нашли выражение и в тех прозаических произведениях автора «Бедной Лизы», которые он помещал в «Вестнике Европы»....
  17. Просветительская программа Карамзина Карамзин понимал, что подавляющая масса дворян Лишена перечисленных им гражданских доблестей, которые необходимо воспитывать с самого раннего детства. Своего героя...
  18. Сочинение пересказ по повести Стругацких «Пикник на обочине» Феномен, обозначенный Стругацкими термином «прогрессорство» — феномен воздействия более высокоразвитой цивилизации на менее развитую — позволял экспериментально моделировать такие ситуации,...
  19. Пересказ сюжета повести Платонова «Епифанские шлюзы» Английский инженер Вильям Перри, щедро награжденный русским царем Петром за усердие в устроении шлюзов на реке Воронеж, письмом зовет в...
  20. Повесть Карамзина «Бедная Лиза» и новая эпоха русской литературы «Карамзиным началась новая эпоха русской литературы» — утверждал Белинский. Эта эпоха прежде всего характеризовалась тем, что литература приобрела влияние на...
« Буржуазно-демократическая литературная оппозиция Австрии начала ХХ века
Історія всесвітньої літератури. 19 век. перша половина. Андрєєв Л. Г. Бельгійська література [першої половини XIX в.] »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения